В начале июня 2024 года стало известно, что Русская православная церковь и Роспатент совместно подготовили законопроект, запрещающий регистрацию товарных знаков с религиозной символикой. Предполагается, что законопроект будет внесен в Госдуму до конца весенней сессии.
Разработчики предлагают внести в Гражданский кодекс поправки, которые запрещают использовать религиозную символику или семантику в качестве товарных знаков. Это делается с целью защиты религиозных чувств верующих. Кроме того, предлагаемые поправки запрещают использовать религиозные коннотации для наименования коммерческих организаций.
«Новый закон установит запрет на предоставление исключительного (монопольного) права физическому или юридическому лицу, в том числе религиозной организации, на использование религиозных символов и имен святых», — сообщила руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега).
Многие религиозные организации поддержали эту инициативу. Например, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов считает, что «религиозная символика начинает эксплуатироваться недобросовестными людьми, особенно это касается халяльного питания».
Его поддерживает главный раввин России Берл Лазар: «Святое называется святым, потому что оно отделено от мирского — конкуренции, интриг. У нас государство отделено от религии, а значит, религия отделена и от бизнеса».
Разработчики обещают, что поправки не будут распространяться на товарные знаки, зарегистрированные до вступления в силу нового закона.
Тем не менее представители бизнеса опасаются, что в случае принятия поправок пострадают как уже запатентованные бренды, так и новые.
Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман напомнил, что в православии нет запрета на алкоголь, а монастыри и отдельные храмы сами производят алкогольные напитки.
Напомним, ранее Роспатент лишил винную компанию права на товарный знак с именем святого.