30 октября 2024 года на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”». Разработчиками стали депутаты от партии «Новые люди» Сардана Авксентьева, Олег Леонов, Анна Скрозникова, Антон Ткачев.
Законопроект предусматривает изменение п. 2 упомянутой статьи закона и запрет на проведение богослужений в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также запрет систематических богослужений в жилых помещениях.
«Скопления многочисленных групп посторонних людей, не проживающих в многоквартирном доме, в том числе нелегальных мигрантов, увеличивают риски ухудшения криминогенной ситуации в районе, провоцируют бытовые конфликты, нарушают нормы противопожарной и общественной безопасности. Особую озабоченность у жителей вызывает ситуация с безопасностью детей во дворах и детских социальных учреждениях при нахождении рядом с ними большого количества незнакомых людей», — говорится в пояснительной записке.
В соответствии с действующим законодательством богослужения в жилых помещениях проводить можно.
Комментируя эту законодательную инициативу, заместитель председателя Евро-Азиатского дивизиона (отделения) Генеральной конференции Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня, сопредседатель Консультативного совета глав протестантских церквей России пастор Олег Гончаров заявил, что законопроект «нарушает принципы свободы совести, прописанные в Конституции РФ».
14 ноября руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) также прокомментировала законопроект. По ее мнению, если он будет принят, «под угрозой запрета окажутся таинства Причащения, Соборования и другие религиозные обряды, совершаемые священнослужителями в жилых помещениях по просьбам проживающих в них граждан, в том числе тяжелобольных или находящихся при смерти. Кроме того, принятие законопроекта приведет к закрытию православных домовых храмов, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов». Поэтому, считают в Правовом управлении, законопроект необходимо доработать.
В то же время, отмечается в тексте комментария, «Правовое управление Московской Патриархии разделяет выраженную в пояснительной записке обеспокоенность авторов законопроекта относительно совершения в таких помещениях религиозных обрядов религиозными группами мигрантов, не имеющими статуса юридического лица».
18 ноября стало известно, что и представители других религиозных организаций прокомментировали законопроект.
Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов отметил, что «молельные помещения в жилых домах — это вынужденная мера из-за отсутствия мечетей. Если вместо временных молельных помещений, которые иногда создают неудобства жильцам, будут давать разрешения на строительство официальных мечетей, будет всем хорошо».
Если же запретить богослужения в жилых помещениях, не предоставив другого пространства для богослужений, верующие по-прежнему продолжат собираться в жилых домах, но уже «неофициально и бесконтрольно», уверен муфтий.
Главный раввин России Берл Лазар также обратил внимание на необходимость контроля за тем, что происходит на собраниях верующих. По его мнению, в квартире это можно делать так же успешно, как в храмах, но «при условии, что она будет официальным местом, где люди собираются на религиозный обряд». Если же собрания в жилых помещениях запретить, контролировать такие собрания станет значительно сложнее.
25 ноября в программе «Дума ТВ» «Законный вопрос. Подкаст» депутат фракции «Новые люди», заместитель председателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Олег Леонов пояснил, что запрет коснется только нежилых помещений многоквартирных домов. Проведению религиозных обрядов на дому это не помешает: «Если мы это запретим, мы против людей пойдём. И мусульмане очень часто, и православные проводят какие-то обряды на дому. Это же нельзя запрещать. Это же дом, ты в нём отправляешь свои естественные духовные потребности. Я считаю, нельзя запрещать».
По его словам, законопроект направлен против «сект», у которых, «как правило, храма нет отдельного».