9 апреля 2011 года стало известно, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском о расторжении договора с Троице-Сергиевой Лаврой, арендующей в Темрюкском районе 162 гектара находящихся в госсобственности земель. Договор был заключен в 2006 году сроком на 10 лет, но, по данным земконтроля, в 2006–2007 годах участок не использовался вообще, а в 2008–2009 годах обрабатывались только 10 гектаров.
Согласно Земельному кодексу РФ, если участок не используется по назначению в течение трех лет, договор может быть расторгнут. В 2010 году краевой департамент добился расторжения договора через суд, апелляция подтвердила это решение.
Представители Троице-Сергиевой лавры подали кассационную жалобу, в которой утверждают, что неиспользование участка не было доказано: земли постепенно вводятся в оборот, заключены договоры на обработку земель. Кроме того, при первом рассмотрении иска не были учтены некоторые формальности. Кассация учла эти доводы, и в марте 2011 года дело было направлено на новое рассмотрение.
В том же районе арендует земли Саввино-Сторожевский Звенигородский монастырь, к которому у властей претензий нет.
«Коммерсантъ» приводит мнения экспертов о хозяйственной деятельности монастырей. По мнению директора Института религии и права Романа Лункина, «первоначальная задача церковного сельхозпроизводства — обеспечить монастырь. Другое дело, что производимая такими хозяйствами продукция, прежде всего за счет ее качества, является вполне востребованной рынком, и успешные церковные хозяйства выходят на рынок».
Научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин, напротив, уверен, что сельскохозяйственные монастырские проекты зачастую - «обычные коммерческие проекты, реализующиеся под эгидой монастырей и использующие схемы уклонения от налогов».