Новости по теме

Музей-заповедник "Коломенское" передал Николо-Угрешскому монастырю старообрядческую икону

19 декабря во время визита патриарха Московского и всея Руси Алексия II подмосковного Николо-Угрешского монастыря директор Московского государственного объединенного музея-заповедника "Коломенское" Людмила Колесникова передала в дар обители икону-мощевик и складень середины XIX века. Ранее эти иконы принадлежали старообрядческой часовне, закрытой в 1939 году.

20 декабря Союз старообрядческих начетчиков и ряд старообрядческих СМИ (редакции сайтов "Современное древлеправославие", "Самарское староверие", "Старообрядческое обозрение", информационно-публицистической страницы "Лестовка", нижегородской газеты "Старообрядецъ", журнала "Общий дом") выступили с заявлением по поводу произошедшего.

"Это уже не первый случай, когда старообрядческие святыни, похищенные безбожниками в годы репрессий, передаются иному вероисповеданию, - говорится в заявлении. - В 90-е годы ХХ в. в собственность РПЦ МП попало значительное число храмов, икон, колоколов, церковной утвари, ранее принадлежавших старообрядчеству. Примечательно, что в большинстве случаев, старообрядческое происхождение ценностей было хорошо известно как лицам, осуществляющим передачу, так и лицам, принимающим церковные святыни. Особую остроту нынешнему случаю придает то, что переданные предметы были однозначно атрибутированы как старообрядческие. Точно известно и место пребывания этих святынь до изъятия у верующих. Подобные акции бросают тень на все музейное сообщество.

Думается, что участие предстоятеля РПЦ МП в этом мероприятии не является случайным. Патриарх Алексий II уже участвовал в подобных "возвращениях церковных ценностей" и ни разу не отказался от святынь, имеющих старообрядческое происхождение. Более того, он неоднократно делал заявления, ставящие под сомнение провозглашенный РПЦ МП курс на межконфессиональное добрососедство. Так, 15 декабря 2004 г., на епархиальном собрании Московской епархии патриарх заявил, что идеи старообрядчества являются "прямой дорогой к ересям, сектантству, непоправимой духовной катастрофе". В прошлом году (29 сентября 2005 г.), в обращении, посвященном открытию выставки "Православия ревнитель и раскола искоренитель", он призвал верующих РПЦ МП "деятельно воспринять" пример борьбы против "гибельного и злотворного влияния раскольников". Таким образом, постоянно отвергаясь от Старой Веры, которую 700 лет хранил весь русский народ, а с середины 17 века - старообрядцы, патриарх Алексий II не забывает деятельно воспринимать и присваивать имущество, до революции принадлежавшее приверженцам этой Веры.

Считаем, что подобные "возвращения ценностей", по сути являющиеся актами реализации похищенного имущества, нарушают конституционные права верующих, не способствуют созданию в нашем обществе атмосферы терпимости, уважения религиозных и национальных святынь, противоречат провозглашенному государством и обществом курсу на толерантность и историческую справедливость.

Требуем возврата церковных святынь их законным владельцам".

15 февраля 2007 г. секретарь комиссии Московского патриархата по взаимодействию со старообрядчеством диакон Иоанн Миролюбов в интервью "Интерфаксу" заявил, что "икона была передана вовсе не в дар, а для открытой экспозиции в монастыре, где православные люди, в том числе и старообрядцы, имеют теперь возможность приложиться к мощам".

По словам о. Иоанна, в ходе состоявшейся в январе встречи главы РПСЦ митрополита Корнилия с директором музея "Коломенское" Л. Колесниковой выяснилось, что у московской старообрядческой митрополии "не имеется правового основания" для претензий на икону. "Она была в довоенное время самым бандитским образом реквизирована из старообрядческой часовни большевиками, да только часовня эта не находилась в едином с рогожцами старообрядческом уповании", - сказал представитель РПЦ МП.

О. Иоанн также обвинил СМИ, сообщившие о передаче иконы Николо-Угрешскому монастырю и интерпретировавшие этот шаг как наступление Московского патриархата на имущество РПСЦ, в стремлении подтолкнуть обе церкви к "новому витку взаимного отчуждения".

(См. также полный текст интервью о. Иоанна Миролюбова.)

Комментарий: См. также:
МОНИТОРИНГ СМИ: Праздник святотатства. Истинный смысл произошедшего 19 декабря в Николо-Угрешском монастыре был очевиден только старообрядцам // Портал-Credo.ru. 2006. 21 декабря. (Материал с сайта "Правда старой веры".)
ДОКУМЕНТ: Открытое письмо священника РПЦЗ(Л) Сергия Киселева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму по поводу старообрядческих святынь // Там же. 28 декабря.
Сарафанов А. Вот тебе, бабушка, и Николин день // НГ-Религии. 2007. 17 января.
Одна из проблем диалога со старообрядцами - болезненные домыслы в СМИ отдельных "псевдоревнителей", считают в Московском патриархате // Интерфакс-религия. 2007. 15 февраля.