22 января в рамках проходившей в Москве XVI международной конференции памяти о.Александра Меня прозвучал доклад историка церкви, исполнительного директора Международного благотворительного фонда им. Д.С.Лихачева Александра Кобака о конфликте между учреждениями культуры и религиозными организациями.
Подчеркнув, что не выступает с позиций "оголтелой атеистической критики" и не ставит вопрос о конфликте Церкви и культуры "с большой буквы", докладчик признался, что ситуация "явного или скрытого конфликта" около двух десятков крупнейших российских музеев и музеев-заповедников и церковных организаций вызывает у него тревогу. Не сомневаясь, что отнятое у Церкви имущество надо возвращать, А.Кобак обратил внимание на главную проблему - методы реституции и менталитет некоторых церковных деятелей. Споры о церковных зданиях сегодня "чаще всего разворачивается в имущественных терминах: владения, пользования, распоряжения, а не в терминах культуры и религии", - отметил историк.
Докладчик рассказал о нарушениях, допускаемых Церковью при эксплуатации переданных ей храмовых зданий: здания XVI века перестраиваются, целые комплексы разрушают, все стараются сделать "в евроремонте, как будто эта гладкость и ровность стен и есть сохранение памятников старины". К мнению специалистов - искусствоведов, реставраторов, как правило, не прислушиваются. Если же специалисты пытаются настаивать на исполнении законодательства об охране памятников, некоторые иерархи воспринимают это как повторение "гонений при советской власти".
"Подлинный трагизм этому придает то, что такая позиция Церкви поддерживается государством. Оно сейчас на стороне благостного, вылизанного, сверкающего церковного благолепия, а не на стороне выстраданного европейской и российской наукой отношения к сохранению культурного наследия", - констатирует А.Кобак. Например, Иверский монастырь спешно приводится в порядок "с довольно грубыми нарушениями реставрационных норм", поскольку рядом строится дача президента. В случае передачи Рязанского кремля епархии музей-заповедник, расположенный там сейчас, погибнет. Пример Ипатьевского музея в Костроме демонстрирует, что государство "освобождает целые комплексы, не подготовив помещения для музейных экспозиций и фондов".
Фонд им. Лихачева прилагает усилия, чтобы наладить диалог между Церковью и религиозными организациями. При участии фонда была проведена конференция на эту тему на Соловках. В качестве удачного примера взаимодействия церковных и светских организаций докладчик привел восстановление Тихвинского монастыря.
По мнению докладчика, светские не всегда относятся к памятникам "идеально", церковные организации часто пренебрегают опытом научной реставрации, "так же, как при советской власти, нанося памятникам культуры ощутимый ущерб". Церковное возрождение ценой разрушения музеев и памятников истории и культуры недопустимо, убежден А.Кобак.
Директор Санкт-Петербургского государственного музея истории религии БОРИС АРАКЧЕЕВ: "Такой агрессивной позиции: "Отдайте все!", как в начале 90-х, у Церкви уже нет" // Портал-Credo.ru. 2007. 22 февраля.