На сайте Всероссийского гражданского конгресса (ВГК) опубликован отчет рабочей группы по свободе совести Комитета действия ВГК за первое полугодие 2006 г. В состав группы входят сопредседатели Института свободы совести С. Бурьянов и С. Мозговой, председатель правления МРОБФ "Социальное Партнерство" и председатель Общественного Совета при Министре юстиции РФ В. Борщёв, зам. председателя правления общественного фонда "Гласность" В. Ойвин, первый секретарь ЦК Российской коммунистической партии КПСС (РКП-КПСС) А. Пригарин и журналист М. Ситников.
Рабочая группа выступила "с рядом рекомендаций, призванных увеличить эффективность правозащитной деятельности в России в её стремлении обезопасить общество от нежелательных перспектив". А именно:
"Политическим партиям, движениям:
- включить вопросы свободы совести и светскости государства в политическую повестку дня; обратить внимание на проблемы коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями;
- политическим лидерам отказаться от ксенофобских штампов и риторики, направленных на эксплуатацию этноконфессиональных различий и понятий, разжигающих религиозную рознь и нетерпимость - таких, как "традиционные" - "нетрадиционные" религиозные организации, "секты", "тоталитарные секты", "духовная безопасность", "религиозный экстремизм", "исламский терроризм" и т.д.
Правозащитникам, НПО:
- разработать стратегию и тактику правозащитного движения, организовать системную работу по реализации свободы совести на всех уровнях - науки и образования, законодательства и законотворчества, правоприменения, СМИ;
- провести серию семинаров для руководителей НПО по проблематике свободы совести, государственно-конфессиональным отношениям и политике государства с целью преодоления ксенофобии и нетерпимости в правозащитной среде;
- развивать систему гражданского образования в области прав человека (в т.ч. свободы совести) и привлекать для участия в ней как НКО, так и представителей органов власти всех уровней;
- организовать проведение системных исследований (мониторинга) в области свободы совести, противодействия религиозной ксенофобии, нетерпимости и дискриминации во всех регионах Российской Федерации;
- осуществить издание информационно-методических сборников и материалов круглых столов по вопросам свободы совести и преодоления ксенофобии в российском обществе.
Фонду ИНДЕМ:
- осуществить научно-теоретическое и методологическое исследование проблемы коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями, включая мониторинг государственно-конфессиональных отношений".
Кроме того, в отчет вошло заключение группы по результатам проведенной работы:
"Участники рабочей группы Комитета действия ВГК по проблемам свободы совести глубоко убеждены в том, что среди всего многообразия прав и свобод без соблюдения принципов свободы совести все они могут превратиться лишь в декларацию. То, что несоблюдение принципа свободы совести влечёт за собой массовые нарушения прав человека и проявления разного рода произвола власти в отношении общества, является постулатом правовой практики. Являясь основой свободного гражданского политического выбора,- свобода совести (свобода мировоззренческого выбора) - представляет собой основную гарантию цивилизованной демократии. В то время, как подавление свободы совести неизбежно влечёт за собой наступление тоталитаризма.
Члены рабочей группы отмечают, что реализация свободы совести в современной России находится в системном кризисе. Во многом это обусловлено проводимой государственной религиозной политикой, которая характеризуется коррупцией в отношениях власти и отдельных религиозных организаций и эксплуатацией клерикальной идеологией, используемых в том числе и в избирательных технологиях. Всё это оказывает значительное влияние на формирование такой безальтернативной политической системы.
В правозащитном сообществе практически не ведётся системная работа по изучению этой проблемы, отсутствует мониторинг проявлений религиозной ксенофобии и прямых преследований населения по национальному и вероисповедному признаку. Поэтому, не удивительно, что демократические партии и правозащитники ничего не противопоставили использованию властью фактора государственно-конфессиональных отношений в избирательных технологиях, клерикализации светского образования и силовых министерств (ведомств), проявляя, таким образом, непозволительную беспечность. Например, оргкомитет правозащитной конференции "Права человека в России в год её председательства в Большой восьмёрке и Совете Европы" (5 июля 2006 года, Москва) отказался поставить на голосование резолюцию "Российские НПО в защиту свободы совести" и не допустил обращения к участникам саммита G-8 даже упоминания о существовании данной проблемы. В результате, руководство государства, откровенно игнорирующее принципы свободы совести выглядит гарантом попираемой им свободы, что можно было бы объяснить только проявлением молчаливой признательности правозащитников президенту Путину за проведение перед саммитом в Санкт-Петербурге религиозного форума в Москве, организованного силами Отдела внешних церковных связей РПЦ МП.
Одновременно, в правозащитной среде и от представителей демократических партий нередко можно услышать о "нетрадиционных конфессиях", "тоталитарных сектах", "исламском экстремизме" и т.д. Подобные понятия не являются юридически корректными, их использование в публично-правовом пространстве разжигает межрелигиозную и межнациональную нетерпимость. Таким образом, правозащитники и сторонники демократического пути развития России невольно поощряют стимулирование государственно-клерикальными идеологами процесс возвращения страны к очередному витку тоталитаризма - на этот раз приобретающего черты государственно-клерикальной ксенофобии.
Участники рабочей группы рассматривают идею свободы совести и мировоззренческого выбора, как категорию, одновременно, политическую, правовую и нравственную, в обращении к которой существует масса возможностей для злоупотреблений, чем пользуются и недобросовестные политики, и государство. В частности, в условиях политической борьбы наиболее популярны спекуляции на представлениях о свободе совести в аспекте свободы вероисповедания. При этом не секрет, что абсолютное большинство политиков апеллирует либо к религиозной исключительности, либо к религиозной свободе, которая трактуется, как, якобы, культурное и традиционное доминирование влиятельных религиозных корпораций. Вследствие того неизбежно нарушаются права граждан, принадлежащих к другим конфессиям и атеистов, что в свою очередь, содействует росту социальной напряжённости, возбуждению межнациональной и межрелигиозной неприязни. В таком манипулировании общественным сознанием россиян с целью удержания власти они не брезгуют национал-патриотической риторикой, пропагандой национальной и религиозной исключительности и стремятся опереться на ряд религиозных организаций в целях своей политической легитимации в глазах русского народа, что способствует возрастанию ксенофобии и является прямым следствием нарушения принципа свободы совести. Результатом такого откровенного нарушения конституционных основ светского государства становятся великодержавный шовинизм, массовые погромы и убийства людей на расовой и национальной почве.
Если мы хотим жить в демократической стране, добиться сменяемости власти и политических режимов, то необходимо озаботится созданием гражданского общества, сделать прозрачными отношения между властью и обществом, чему и способствует соблюдение принципа свободы совести в самом широком смысле.
Со своей стороны, члены рабочей группы КД по проблемам свободы совести готовы предоставлять результаты своей работы посредством использования информационных ресурсов политических партий и общественных движений, СМИ, участвовать в подготовке необходимых информационно-методических материалов, в просветительских мероприятиях, диалогах и диспутах, как в преддверии форума III Всероссийского гражданского конгресса, так и в дальнейшем".