Новости по теме

Опубликован отчет о деятельности рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса за первое полугодие 2006 г.

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

На сайте Всероссийского гражданского конгресса (ВГК) опубликован отчет рабочей группы по свободе совести Комитета действия ВГК за первое полугодие 2006 г. В состав группы входят сопредседатели Института свободы совести С. Бурьянов и С. Мозговой, председатель правления МРОБФ "Социальное Партнерство" и председатель Общественного Совета при Министре юстиции РФ В. Борщёв, зам. председателя правления общественного фонда "Гласность" В. Ойвин, первый секретарь ЦК Российской коммунистической партии КПСС (РКП-КПСС) А. Пригарин и журналист М. Ситников.

Рабочая группа выступила "с рядом рекомендаций, призванных увеличить эффективность правозащитной деятельности в России в её стремлении обезопасить общество от нежелательных перспектив". А именно:

"Политическим партиям, движениям:
- включить вопросы свободы совести и светскости государства в политическую повестку дня; обратить внимание на проблемы коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями;
- политическим лидерам отказаться от ксенофобских штампов и риторики, направленных на эксплуатацию этноконфессиональных различий и понятий, разжигающих религиозную рознь и нетерпимость - таких, как "традиционные" - "нетрадиционные" религиозные организации, "секты", "тоталитарные секты", "духовная безопасность", "религиозный экстремизм", "исламский терроризм" и т.д.

Правозащитникам, НПО:
- разработать стратегию и тактику правозащитного движения, организовать системную работу по реализации свободы совести на всех уровнях - науки и образования, законодательства и законотворчества, правоприменения, СМИ;
- провести серию семинаров для руководителей НПО по проблематике свободы совести, государственно-конфессиональным отношениям и политике государства с целью преодоления ксенофобии и нетерпимости в правозащитной среде;
- развивать систему гражданского образования в области прав человека (в т.ч. свободы совести) и привлекать для участия в ней как НКО, так и представителей органов власти всех уровней;
- организовать проведение системных исследований (мониторинга) в области свободы совести, противодействия религиозной ксенофобии, нетерпимости и дискриминации во всех регионах Российской Федерации;
- осуществить издание информационно-методических сборников и материалов круглых столов по вопросам свободы совести и преодоления ксенофобии в российском обществе.

Фонду ИНДЕМ:
- осуществить научно-теоретическое и методологическое исследование проблемы коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями, включая мониторинг государственно-конфессиональных отношений".

Кроме того, в отчет вошло заключение группы по результатам проведенной работы:

"Участники рабочей группы Комитета действия ВГК по проблемам свободы совести глубоко убеждены в том, что среди всего многообразия прав и свобод без соблюдения принципов свободы совести все они могут превратиться лишь в декларацию. То, что несоблюдение принципа свободы совести влечёт за собой массовые нарушения прав человека и проявления разного рода произвола власти в отношении общества, является постулатом правовой практики. Являясь основой свободного гражданского политического выбора,- свобода совести (свобода мировоззренческого выбора) - представляет собой основную гарантию цивилизованной демократии. В то время, как подавление свободы совести неизбежно влечёт за собой наступление тоталитаризма.
Члены рабочей группы отмечают, что реализация свободы совести в современной России находится в системном кризисе. Во многом это обусловлено проводимой государственной религиозной политикой, которая характеризуется коррупцией в отношениях власти и отдельных религиозных организаций и эксплуатацией клерикальной идеологией, используемых в том числе и в избирательных технологиях. Всё это оказывает значительное влияние на формирование такой безальтернативной политической системы.
В правозащитном сообществе практически не ведётся системная работа по изучению этой проблемы, отсутствует мониторинг проявлений религиозной ксенофобии и прямых преследований населения по национальному и вероисповедному признаку. Поэтому, не удивительно, что демократические партии и правозащитники ничего не противопоставили использованию властью фактора государственно-конфессиональных отношений в избирательных технологиях, клерикализации светского образования и силовых министерств (ведомств), проявляя, таким образом, непозволительную беспечность. Например, оргкомитет правозащитной конференции "Права человека в России в год её председательства в Большой восьмёрке и Совете Европы" (5 июля 2006 года, Москва) отказался поставить на голосование резолюцию "Российские НПО в защиту свободы совести" и не допустил обращения к участникам саммита G-8 даже упоминания о существовании данной проблемы. В результате, руководство государства, откровенно игнорирующее принципы свободы совести выглядит гарантом попираемой им свободы, что можно было бы объяснить только проявлением молчаливой признательности правозащитников президенту Путину за проведение перед саммитом в Санкт-Петербурге религиозного форума в Москве, организованного силами Отдела внешних церковных связей РПЦ МП.
Одновременно, в правозащитной среде и от представителей демократических партий нередко можно услышать о "нетрадиционных конфессиях", "тоталитарных сектах", "исламском экстремизме" и т.д. Подобные понятия не являются юридически корректными, их использование в публично-правовом пространстве разжигает межрелигиозную и межнациональную нетерпимость. Таким образом, правозащитники и сторонники демократического пути развития России невольно поощряют стимулирование государственно-клерикальными идеологами процесс возвращения страны к очередному витку тоталитаризма - на этот раз приобретающего черты государственно-клерикальной ксенофобии.
Участники рабочей группы рассматривают идею свободы совести и мировоззренческого выбора, как категорию, одновременно, политическую, правовую и нравственную, в обращении к которой существует масса возможностей для злоупотреблений, чем пользуются и недобросовестные политики, и государство. В частности, в условиях политической борьбы наиболее популярны спекуляции на представлениях о свободе совести в аспекте свободы вероисповедания. При этом не секрет, что абсолютное большинство политиков апеллирует либо к религиозной исключительности, либо к религиозной свободе, которая трактуется, как, якобы, культурное и традиционное доминирование влиятельных религиозных корпораций. Вследствие того неизбежно нарушаются права граждан, принадлежащих к другим конфессиям и атеистов, что в свою очередь, содействует росту социальной напряжённости, возбуждению межнациональной и межрелигиозной неприязни. В таком манипулировании общественным сознанием россиян с целью удержания власти они не брезгуют национал-патриотической риторикой, пропагандой национальной и религиозной исключительности и стремятся опереться на ряд религиозных организаций в целях своей политической легитимации в глазах русского народа, что способствует возрастанию ксенофобии и является прямым следствием нарушения принципа свободы совести. Результатом такого откровенного нарушения конституционных основ светского государства становятся великодержавный шовинизм, массовые погромы и убийства людей на расовой и национальной почве.
Если мы хотим жить в демократической стране, добиться сменяемости власти и политических режимов, то необходимо озаботится созданием гражданского общества, сделать прозрачными отношения между властью и обществом, чему и способствует соблюдение принципа свободы совести в самом широком смысле.
Со своей стороны, члены рабочей группы КД по проблемам свободы совести готовы предоставлять результаты своей работы посредством использования информационных ресурсов политических партий и общественных движений, СМИ, участвовать в подготовке необходимых информационно-методических материалов, в просветительских мероприятиях, диалогах и диспутах, как в преддверии форума III Всероссийского гражданского конгресса, так и в дальнейшем".