5 марта в газете "Известия" было опубликовано открытое письмо мусульманской общественности президенту Путину. Авторы документа, под которым подписались свыше трех тысяч человек более чем из десяти регионов страны, просят главу государства вмешаться в ситуацию и пресечь гонения на приверженцев ислама под предлогом борьбы с терроризмом. В качестве примеров таких гонений в письме приводятся дело имама Антона Степаненко, судебный процесс по иску прокуратуры Татарстана о признании экстремистской литературой трудов Саида Нурси, решение районного суда, Астрахани о сносе мечети, приговор Мансуру Шангарееву, дело о взрыве газопровода в Бугульме. Приводим текст документа полностью:
"Уважаемый Владимир Владимирович!
Выступая в конце 2005 г. на открытии парламента Чеченской Республики, Вы заявили о том, что Россия всегда была и остается наиболее надежной защитницей Ислама. Мы верим в искренность этих слов и ценим, что они исходят из уст главы великого государства и гаранта российской Конституции.
Но, к сожалению, в нашей стране часто бывало так, что на средних и нижних этажах вертикали власти политика государства искажалась и превращалась в нечто противоположное. Так сейчас происходит и в отношении мусульман, на которых в ряде регионов страны под благовидным предлогом борьбы с терроризмом обрушились настоящие гонения.
Наиболее вопиющим случаем в этом ряду является дело имама г. Пятигорска Антона Степаненко. Мы считаем, что задержание имама Степаненко по обвинению в незаконном удержании подростка является безосновательным. Вся вина имама, который находится под стражей уже целый год, заключается в том, что в его мечети приняли Ислам люди "немусульманских" национальностей. Ему вменяют в вину, что он якобы удерживал в мечети несколько лет назад (!) воришку, страдающего психическими расстройствами.
Однако в ходе суда защитой было юридически доказано, что в следственном изоляторе Степаненко подвергался давлению и избиениям со стороны сотрудников правоохранительных органов. Также в ходе судебного процесса потерпевшие Борис Мартынов, Тимофей Панасюк и Наиль Каратаев признались в том, что они давали показания под давлением. Действия суда в этом деле - предмет напряженного внимания многочисленного мусульманского населения не только Кавказа, но и всех мусульманских стран.
Под угрозу поставлено само право граждан России на свободу совести и свободу вероисповедания. Эту проблему Вы также затронули в ходе общения с иностранными журналистами в ушедшем году. В ответ на реплику одного из гостей, что террористам куда проще завербовать русских мусульман, Вы совершенно верно отметили, что мусульмане в России - не чуждая часть общества и не мигранты, а полноправные русские, граждане страны, живущие на своей родной земле.
Мы считаем Антона Степаненко узником совести в международно-правовом смысле этого слова. На его защиту встали все три централизованные мусульманские структуры России - Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Но пока все их обращения игнорируются.
Наряду с этим, в Набережных Челнах и Москве пытаются запретить книги одного из самых гуманистических мыслителей Б. Саида Нурси, что по нашему мнению может стать прецедентом для объявления в России вне закона практически всей литературы, цитирующей Коран.
Ряд экспертиз указанной литературы дал негативный ответ на вопрос о наличии в ней каких-либо экстремистских призывов, что уже было удостоверено судом в судебном процессе в Омске, в ходе которого молодому человеку, мусульманину, вменялось в вину то, что он разжигает вражду на религиозной почве по причине распространения книг Саида Нурси.
"Психологические экспертизы" - особый пункт в издевательствах сотрудников силовых ведомств над читателями книг Саида Нурси. У ряда мусульман произведены обыски и заранее изъяты книги Саида Нурси, как будто бы они являются запрещенными.
Сегодня процесс по запрету книг Нурси продолжается в Коптевском суде Москвы. Заседания по делу объявлены закрытыми. К делу против собрания сочинений мусульманского мыслителя подключилась Генеральная прокуратура РФ.
В Астрахани новая власть планирует снести разрешенную прежним губернатором и мэром к строительству мечеть тем самым, по нашему мнению, стремясь дискредитировать и главу государства и государство в целом, не имея, достаточных оснований для принятия такого решения.
Суд, в том числе Верховный Суд РФ, вынес решение в пользу астраханских властей. Все жалобы и обращения в защиту мечети, в том числе в Генпрокуратуру РФ и к Уполномоченному по правам человека в РФ, не привели к положительному результату Мы считаем, что это дело носит политический характер.
Символом попрания прав мусульман стало обвинение пожилого человека, прихожанина мечети в Астраханской области Мансура Шангареева, при проведении обыска в доме которого была найдена граната... в валенке. Подобных нелепостей в нашей стране не было с 1930-х годов.
Скандальная ситуация сложилась в Республике Татарстан вокруг дела о так называемом "взрыве на бугульминском газопроводе". В апреле 2005 года в качестве подозреваемых были задержаны трое: Ишмуратов Тимур Равильевич; Гумаров Равиль Шафиевич; Шайхутдинов Фанис Аглямович. 30 сентября в Верховном Суде Татарстана последовал единодушный вердикт присяжных, что подсудимые невиновны. На суде выяснилось, что признания обвиняемых были получены с применением пыток, а свидетели обвинения отказались от показаний, данных на следствии, заявив, что их из них просто "выбили" или получили обманом.
Республиканская прокуратура обжаловала оправдательный приговор в Верховном Суде РФ, ссылаясь на процессуальные нарушения. К этому времени появился еще один подозреваемый, который сам дал признательные показания, что именно он организовал несколько терактов, в том числе и взрыв на газопроводе в Бугульме. Несмотря на это, Верховный Суд РФ отменил приговор, и на один теракт нашлось два комплекта "исполнителей". Вскоре ВС РФ осудил Ишмуратова, Гумарова и Шайхутдинова. Сейчас адвокаты пытаются добиться пересмотра этого решения.
Складывается впечатление, что прокуратура действовала не в целях установления истины и соблюдения законности, а в собственных корпоративных целях или по заказу извне - из тех стран, где намеренно оскорбляют мусульман карикатурами на Пророка Мухаммада (мир с ним) и где нарушают права человека на базе в Гуантанамо. Двое узников по "бугульминскому делу" были ранее заключенными на этой базе, их виновность не была установлена, и они были выпущены. На серьезность нарушений прав человека на американской базе обращали внимание и Вы, заявляя, что "в России Гуантанамо не будет".
Складывается впечатление, что в условиях международного скандала кто-то пытался замести следы нарушения прав человека на базе Гуантанамо путем устранения свидетелей, в том числе и в России, а некоторые "оборотни в погонах" являются исполнителями этого заказа.
Вопиющие случаи преследования мусульман есть и в других регионах. Мы не останавливаемся здесь на судьбах многих других лиц, которые фактически являются узниками совести. Речь идет о той самой проблеме, которую Вы недавно подняли на встрече с членами Совета по правам человека и приглашенными руководителями общественных организаций, признав, что многие люди до сих пор находятся в тюрьмах нашей страны несправедливо.
Мы свидетельствуем, что мусульмане России не хотят и не требуют никаких привилегий для себя, никаких выгод, никакого "первенствующего" или "господствующего" правового статуса. Мы призываем следовать Конституции - основе стабильности и будущего процветания нашей многоконфессиональной Родины.
Мы полагаем, что Вы как гарант Конституции РФ сможете вмешаться в сложившуюся ситуацию, которая наносит серьезный ущерб имиджу России как страны, недавно ставшей наблюдателем в Организации Исламская конференция и усиливающей свои политические и экономически позиции в мусульманских странах.
Вы объявили борьбу с терроризмом одной из приоритетных задач государства. В этой связи пособниками террористов, как Вы сами сказали после Бесланской трагедии, являются и те, кто хочет разжечь межнациональную вражду. - К великому сожалению, таковые есть и среди официальных структур, и они подрывают единство нашего государства и позорят нашу страну перед всем мировым сообществом. Без операции "чистые руки", без освобождения от "оборотней в погонах" борьба с подлинным терроризмом, а не с носителями гранат в валенке, не будет успешной.
С уважением,
Нафигулла Аширов
Сопредеседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части РФ (Москва)
Мукаддас Бибарсов
Сопредеседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья (Саратов)
Висам Али Бардвил
Глава Духовного управления мусульман Карелии (Петрозаводск)
Мухаммадрасул Саадуев
Председатель Совета имамов г. Махачкалы
Шамиль Султанов
Депутат ГД РФ (Москва)
Марат Сайфутдинов
Шеф-редактор портала Ислам.Ру (Москва)
Гейдар Джемаль
Председатель Исламского Комитета (Москва)
Деньга Халидов
Советник президента и чл.- корреспондент Академии геополитических проблем, руководитель Центра проблем этнополитики и Ислама (Москва)
Тимур Пулатов
Член Союза писателей РФ, народный писатель Узбекистана и Таджикистана (Москва)
Дамир Мухетдинов
Глава издательского дома "Медина" (Нижний Новгород)
Асламбек Эжаев
Глава издательского дома "Умма" (Москва)
Фатых Гарифуллин
Председатель Казыятского управления мусульман Тюменской обл.
и др.
Также под обращением подписались свыше 3000 мусульман более чем из 10 регионов РФ".
9 марта Портал-Credo.ru со ссылкой на пресс-службу Совета муфтиев России сообщил, что СМР не поддерживает данное обращение. "Руководитель пресс-службы СМР Гульнур Газизова отметила, что подписавшие это обращение сопредседатели СМР Нафигулла Аширов и Муккадас Бибарсов не согласовывали свои действия с председателем СМР муфтием Равилем Гайнутдином, - передает портал. - Кстати, после выхода письма, муфтий Аширов имел довольно длительную беседу с Равилем Гайнутдином, на которой, по словам руководителя пресс-службы, речь шла об обязательном согласовании подобных действий".
Однако в тот же день глава пресс-службы ДУМ Поволжья Ахмет Махметов заявил Ислам.Ру: "Консультации по поводу открытого письма с Гайнутдином велись в моем присутствии. Я точно знаю, что эта инициатива не была для него секретом". "Этот документ вообще подписывался не организациями, а отдельными лицами, обеспокоенными ситуацией в некоторых регионах страны", - подчеркнул А. Махметов.
"Я также абсолютно не понимаю, - добавил он, - почему руководитель пресс-службы СМР выступает против обращения мусульманских общественных и религиозных лидеров РФ к Президенту по проблемам, которые общеизвестны и которые не раз озвучены в заявлениях самого СМР. Г-жа Газизова (пресс-секретарь СМР. - Ред.) явно переусердствовала, заявляя, что СМР не поддерживает обращение".
Вскоре на официальном сайте СМР появилось заявление самого Р. Гайнутдина. "Следует подчеркнуть, - говорится в этом документе, - что поднятые в "Открытом письме Президенту" вопросы имеют место в реальности и об этом мусульманское сообщество информировано. В Совете муфтиев России на протяжении многих лет прикладывают усилия для решения ряда тех конкретных вопросов, которые изложены в "Открытом письме".
Я, будучи Председателем СМР веду принципиальную работу по отстаиванию законности, защите прав мусульман и мусульманских религиозных организаций. Были обращения с данными вопросами непосредственно в Администрацию Президента, в Прокуратуру, к руководителям местных органов власти тех регионов, где существуют названные проблемы, и эти вопросы находятся под контролем СМР.
Необходимо отметить, что документы - Заявление СМР и "Открытое письмо" - были подготовлены самостоятельно, и это еще раз подчеркивает насущность и важность поднятых вопросов.
Именно это было отражено в ответе корреспонденту Портала Кредо.ру руководителя пресс-службы СМР на вопрос, является ли "Заявление Совета муфтиев России" от 5 марта ответом на "Открытое письмо". Считаю необходимым обратить внимание моих братьев и сестер, единоверцев на то, что проявляется явная заинтересованность некоторых сил, которые могут интерпретировать сказанное слово, нечетко сформулированный ответ на вопрос использовать против мусульман и их единства. Исходя из этого считаю необходимым вновь обратиться к единоверцам, ко всем соотечественникам с призывом проявлять выдержку, не поддаваться провокациям".
12 марта Ислам.Ру (со ссылкой на тот же сайт СМР) сообщил, что в ходе встречи Р. Гайнутдина с Н. Ашировым "поставлено на вид руководителю пресс-службы СМР о необходимости обязательного согласования подобных заявлений пресс-службы с его руководством".
5 апреля Администрация Президента РФ направила ответ на открытое обращение мусульман. В тексте, в частности, говорится:
"Доводим до Вашего сведения, что практически все указанные Вами в обращении факты находятся в компетенции судебной власти, так как по ним вынесены судебные решения. В соответствии со ст. 118 и ст. 120 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Государство и общество заинтересованы в объективном разбирательстве по всем поднятым в Вашем письме вопросам. Поэтому, если Вам известны какие-либо конкретные факты нарушения законодательства Российской Федерации, просим Вас в установленном порядке сообщить о них в правоохранительные органы.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в последнее время участились случаи, когда лица, привлекаемые к ответственности за уголовно наказуемые деяния, объявляют себя "узниками совести" и "жертвами притеснений на национальной или религиозной почве", пытаясь на этом построить свою защиту. Такие действия зачастую дезориентируют общественность, формируют необъективное общественное мнение, мешают рассмотрению дел и могут привести к судебным ошибкам".
Гайнутдин не подписался под Обращением мусульман к Президенту из-за "нескольких фамилий" // Ислам.Ру. 2007. 28 марта. (""Там есть несколько фамилий, рядом с которыми я бы не хотел ставить никакие подписи", - объяснил Гайнутдин, отвечая на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции, состоявшейся в Махачкале в дни визита делегации СМР в Дагестан в рамках поездки по Северному Кавказу. Гайнутдин не уточнил, кого имел в виду".)