Новости по теме

В Общественной палате прошел круглый стол о защите прав верующих

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «О дополнительных мерах по защите прав верующих». Одной из главных тем для обсуждения стала возможность введения должности уполномоченного по свободе совести.

11 февраля 2020 года в Общественной палате РФ (ОП) состоялся круглый стол «О дополнительных мерах по защите прав верующих». Его организаторами стали Комиссия ОП по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация защиты религиозной свободы» (РАРС) и Славянский правовой центр.

Одной из главных тем для обсуждения стала возможность введения должности омбудсмена по свободе совести. 

Заместитель Комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Лагкуев одобрил возможное внесение в Конституцию упоминание Бога: по его мнению, это станет конституционным основанием для введения новой должности. 


Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе считает, что в условиях политизации вопросов свободы совести уполномоченный был бы полезен. В качестве примера он привел дело Pussy Riot, где, по его мнению, часть общества не заметила покушения на права верующих.

Тему политизации свободы совести продолжил в своем выступлении председатель Комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, ведущий круглого стола Иосиф Дискин. Он уверен, что атаки на Русскую православную церковь следует рассматривать как атаки на общественно-политическую систему России.


Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Роман Лункин считает, что на практике уполномоченный, если такую должность введут, не сможет оставаться только правозащитником: ему придется защищать «традиционные» ценности и «традиционные» религии, а также права российских верующих за рубежом. В качестве примеров он привел примеры конфликтов вокруг строительства храмов в московском парке «Торфянка» и в Екатеринбурге, а также ситуацию с православными церквями на Украине. При этом, по мнению Лункина, уполномоченному придется прилагать усилия, чтобы не допустить политизации подобных вопросов.

Директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский уверен, что такой уполномоченный может быть нужен для того, чтобы добиваться от разных государственных органов решений, важных для религиозных организаций, которые чиновники не считают приоритетными. На важность этого аспекта деятельности будущего уполномоченного обратил внимание и адвокат Лев Симкин.

Адвокаты Анатолий Пчелинцев и Владимир Ряховский также высказались в поддержку введения должности уполномоченного по свободе совести. Напомним, их с Л. Симкиным позиция по этому вопросу была подробно изложена в газете «НГ-Религии».

Специалист в области конституционного права Андрей Себенцов отметил, что линия государства в сфере религиозной политики вырабатывается ФСБ с его спецификой. Повлиять на эту линию можно, только если передать этот вопрос другому ведомству. По мнению Себенцова, лучшим решением было бы воссоздание специального органа в правительстве, занимающегося вопросами религиозный политики. Уполномоченный по правам верующих, по его мнению, в нынешних условиях станет лишь слабым паллиативом.

За восстановление такого государственного органа высказался и бывший председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Константин Харчев.

Подводя итог дискуссии, Иосиф Дискин предложил обратиться к уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой с просьбой рекомендовать восстановить отдел по свободе совести и заключить договор о сотрудничестве с ОП и РАРС. Аналогичное соглашение предлагается заключить с Генпрокуратурой.