Новости по теме

Юрий Табак: "Если "мракобес" другим не мешает, то пусть таковым и остается, раз ему нравится"

Сотрудник Московского бюро по правам человека, историк, переводчик и публицист Юрий Табак рассматривает ситуацию, сложившуюся вокруг публикации учебника А.В. Бородиной, с точки зрения соблюдения прав верующих на отстаивание своих убеждений. По его мнению, учебник, безусловно, не может быть использован в государственной светской школе, но все попытки призвать к ответу автора за "мракобесие" есть наступление на православие, которое "вкупе с остальными древними религиями еще не запретили".

Ю. Табак не отрицает, что в учебнике "наличествуют негативные и оскорбительные оценки иных конфессий, религий и этносов", хотя и подчеркивает, что их немного и они легко "могут быть изъяты". Он также вполне согласен с тем, что использование учебника А.В. Бородиной в государственной школе совершенно недопустимо, поскольку в нем "православие возводится в ранг единственной "культурообразующей" религии, этические и эстетические нормы православия объявляются нормативными и т.д. Таким образом, в учебнике неизбежно умаляются все прочие религиозные системы, а соответственно и их носители". Это нарушит светский характер образования.

Проблема, по мнению Ю. Табака, заключается в том, что "правозащитные стрелы, и прежде всего со стороны Льва Пономарева и Евгения Ихлова (имеется в виду стремление Движения "За права человека" возбудить уголовное дело по факту издания и распространения учебника - ред.), оказались направлены не против придания религиозной идеологии государственного статуса, а против самого характера этой идеологии". Ведь то, что мы сегодня определяем как "юдофобию" или "мракобесие", исторически является органичной и никем не отмененной частью православного учения, поэтому, пишет Ю. Табак, "обвинения Бородиной в "мракобесии" - это не что иное, как обвинения в "мракобесии" традиционного православия, а призыв к запрету "распространения" книги (не применительно к школе, а вообще) - фактически призыв к запрету православной идеологии в ее традиционной форме".

По словам Ю. Табака, "правозащитникам необходимо просто уяснить, что все традиционные религии утверждались в Средневековье и без своей "дикости" они перестают быть самими собой. <...>
Если Бородина придерживается средневековых воззрений и хочет разделить их с другими, то имеет на это полное право - ведь пока православие вкупе с остальными древними религиями еще не запретили".

Попытки ревизовать учение не могли не насторожить и представителей других конфессий, представленных в России, которые высказались против преследований автора учебника. Кроме того, отмечает автор статьи, действия Движения "За права человека" провоцируют раскол в среде правозащитников: "В настоящее время, по мнению многих наблюдателей, вырисовывается тенденция к попытке огосударствления православия в ущерб другим "традиционным" и "нетрадиционным" религиям. В этих условиях правозащитникам, казалось бы, следовало выступать единым фронтом с представителями различных конфессий в защиту их религиозных прав. А в итоге самые активные и известные правозащитники по собственному неразумию ссорятся со своими ближайшими потенциальными соратниками, да так, что те еще и обращаются с заявлением в прокуратуру!"

"Если "мракобес" другим не мешает, то пусть таковым и остается, раз ему нравится, - пишет в заключение Ю. Табак. - Не надо через прокуратуру навязывать ему просвещенность и толерантность. Во-первых, это бессмысленно, а во-вторых, нарушаются фундаментальные права человека на свободу совести, о чем не мешало бы задуматься российским правозащитникам. Но и "мракобес" пусть другим в душу не лезет. Поэтому, что касается учебника Бородиной и всех прочих учебников такого рода: дорогие верующие, вас приглашают православные гимназии и воскресные школы, иешивы и медресе. Изучайте на здоровье, что хотите. Но за пределами государственной школы".

Ссылки на данную статью [1]