Новости по теме

Ксения Чернега. Нужна ли детям духовная сила?

Ксения Чернега подчеркивает, что письмо Министерства образования РФ от 22 октября 2002 - "не является нормативным правовым актом, обязательным для применения и рассчитанным на неопределенный круг лиц", поэтому все обвинения в адрес Минобразования в том, что оно пытается в обязательном порядке ввести изучение православной культуры в государственной школе абсолютно безосновательны. Вопрос об изучении "основ православной культуры" или отказе от него должен решаться не только руководством школы и преподавателями, но учениками и их родителями. "Ни Минобразования, ни органы управления образованием не вправе подменить их решение своим", - напоминает юрист.

Тем не менее, К.Чернега считает необходимым ввести курс православной культуры в рамках школьной программы, ссылаясь на опыт европейских стран, например, Франции и Италии, где, несмотря на законодательно закрепленный принцип отделения Церкви от государства, допускается изучение религиозных предметов в государственной школе. Россия же, по мнению православного юриста, выбрала модель, существующую в США, где религиозное образование в государственных школах запрещено.

Если говорить о российском законодательстве, то, по мнению К.Чернеги, нарушением закона преподавание "Основ православной культуры" не является. "В ст. 14 Конституции РФ речь идет о светском характере российского государства, а о светском характере образования в государственных школах в ней не сказано не слова. Закон не конкретизирует понятие светского характера государственной и муниципальной систем образования. В такой ситуации изучение любого предмета, содержащего сведения о религии, может быть признано нарушением светского характера государственной системы образования. Тогда такого же клейма достойно и религиоведение, предполагающее изучение религии, ее истории и отдельных видов", - отмечает юрист. "С точки зрения российского законодательства, основным признаком религиозного образования является обучение детей вере, религиозной практике", а также участие в процессе обучения "конкретной религиозной организации в лице ее представителей: священников, монахов, уполномоченных религиозной организацией мирян и т.д., которые могут и не иметь педагогического образования". В случае с "Основами православной культуры" все эти признаки отсутствуют, следовательно, предмет не является религиозным, поэтому "совершенно безосновательно предложение вывести изучение православной культуры за рамки школьной программы", считает К.Чернега.

К.Чернега обращает внимание, что только в Москве на сегодняшний день существует более 100 этнокультурных школ, в которых преподаются основы других религий, и это не является предметом беспокойства общества: "Почему-то скрытое изучение иудаизма, ислама в государственной школе за счет бюджетных средств считается вполне нормальным явлением".