Новости по теме

Евгений Ямбург: "Нужно отличать школу от церкви"

Доктор педагогических наук, заслуженный учитель России Евгений Ямбург в интервью "НГ-Религиям" излагает свой взгляд на возможность изучения религиозных дисциплин в школе. По его мнению, отказ от атеистической идеологии в школе - несомненно положительный факт, однако "светское учебное заведение должно оставаться внеконфессиональным из соображений безопасности", поскольку в многонациональной и многоконфессиональной стране, какой является Россия, "очень легко перессорить людей на почве веры".

Кроме того, отмечает Е.Ямбург, "религиозное чувство не передается в процессе обучения", и это является одной из сложностей преподавания конфессиональных дисциплин в школе. Основная же трудность заключается в отсутствии кадров: "человек, говорящий с детьми о религии, должен отличать лекцию от проповеди и школу от церкви, в нем должна сочетаться живая вера и адекватность". Именно поэтому невозможно решить проблему религиозного образования за счет приглашения в школу священников и просто воцерковленных людей - нет никаких гарантий, что приглашенный "не придерживается черносотенных или фундаменталистских взглядов".

Изучение основ какой-либо одной религии опасно разделением учеников по конфессиональному признаку. Если к директору обратятся родители, исповедующие разные религии, с просьбой даже факультативно преподавать их детям религиозные дисциплины, "светская школа перестанет существовать и у ... учеников будет больше поводов для конфликтов". Те религиозные вопросы, которые возникают при изучении литературы и истории, по мнению Е.Ямбурга, не требуют введения отдельного курса: если преподаватель достаточно образован, он в состоянии осветить религиозный аспект изучаемого предмета.

В первую очередь, считает Ямбург учитель должен воспитывать уважение к религиозной традиции, чтобы человек мог "чувствовать себя удобно в любой конфессии или не принадлежать ни к одной". Это, по мнению педагога, гораздо важнее, чем научить детей отличать библейские сюжеты.

Ссылки на данную статью [1]