1 сентября в "Аналитическом обозрении" на сайте Православного общества (братства) "Радонеж" опубликована статья журналиста Ирины Репьевой "Кто подрывает основы культуры?". Автор комментирует ситуацию, сложившуюся вокруг введения в школах предмета "Основы православной культуры", в частности - полемизирует с высказываниями Льва Пономарева и Евгения Ямбурга в их интервью "НГ-Религиям" (номер за 20 августа 2003 г.).
И. Репьева полагает, что претензии к учебнику А.В. Бородиной носят "издевательский, фарсовый характер". Она ставит в один ряд правозащитников, подавших иск против учебника "Основы православной культуры", и организаторов выставки "Осторожно, религия!". По ее мнению, и те и другие "сознательно провоцируют православных верующих на встречный экстремизм. Кричат "ату" и гонят в их заранее приготовленные силки. Фарс, в котором каждый из игроков - охотников знает свою роль, за которую ему, возможно, уже отлично заплачено". И. Репьева, таким образом, увязывает полемику вокруг учебника А.В. Бородиной с проблемой защиты чувств верующих. С ее точки зрения, такая защита возможна при опоре на уже существующее в нашей стране законодательство: "... если православным адвокатам и не удастся привлечь организаторов выставки к уголовной ответственности за возбуждение ими религиозной вражды к самим себе, богохульникам, чего обычно и добиваются любые провокаторы, они вполне могут прибегнуть к другой статье, которая предусматривает наказание за экстремизм". И. Репьева с удовлетворением отмечает признание незаконным возбуждения дела против М. Люкшина и А. Зякина, а также решение Мосгорсуда от 27 августа, отменившего постановление Мещанского суда от 15 июля, которое обязывало Останкинскую прокуратуру возбудить дело по факту здания и распространения учебника А.В. Бородиной. Однако, по ее мнению, " успокаиваться и почивать на лаврах победителей рано".
Комментируя опубликованные в "НГ-Религиях" интервью с директором московского центра образования №109, заслуженным учителем России, Евгением Ямбургом и со Львом Пономаревым, И. Репьева отмечает, что "по сути, это попытка корреспондента "НГ" - вытащить обоих господ на серьезный разговор, "мозговая атака" поисков более или менее весомых аргументов "против" преподавания "Основ православной культуры" в школе". В самом начале, пишет И. Репьева, Е. Ямбург довольно "весомо и солидно" критиковал "агрессивно атеистическую" школу, но как только он начал говорить "о преподавании в школе "Основ православной культуры", мусульманства, буддизма, иудаизма... он тут же вытащил любимый "козырь" Льва Пономарева и иже с ним: "... А где гарантия того, что человек, пришедший в школу преподавать "Основы православной культуры", не придерживается черносотенных или фундаменталистских взглядов?" По мнению И. Репьевой, "православных фундаменталистов" господин Ямбург явно выдумал для нашего устрашения. Что же касается черносотенности преподавателей православной культуры, то никто не сможет дать нам гарантию и того, что половина учителей школы Ямбурга не черносотенцы или же самые махровые русофобы. Едва ли они раскрывают своему директору души.
В принципе же, - продолжает И. Репьева, - ставить знак равенства между православной культурой и политикой "черной сотни" может сегодня лишь человек, во-первых, маниакально боящийся и того и другого, а во-вторых, абсолютно нерелигиозный - закоренелый, недоверчивый атеист..."
По словам И. Репьевой, "для таких, как господин Ямбург, традиционные религии - вечная опасность. <...> ... читателям газеты подается представление о православии исключительно как о религии вражды и ненависти. А что это как не всё та же позиция воинствующего атеизма, которой хотят напугать и перевозбудить наше общество?"
Комментируя интервью Л. Пономарева и, в частности, его замечание о "некорректности" рассказа в учебнике А.В.Бородиной о распятии иудеями Христа, И. Репьева пишет: "Но, господин Пономарев, ведь и те, кто кричал "распни его", едва ли выкрикивали это в корректной форме. Потом Иисуса некорректно стегали плеткой с несколькими десятками металлических шариков. Совсем некорректно проткнули кожу на лбу, надев терновый венец. Далее, некорректно вбивали в его руки и ноги длиннющие гвозди. Это было некорректное время. И нам его не изменить. Забыть его, вам на радость, мы не можем". По мнению автора статьи, большая часть реплик Л. Пономарева - это просто "фарс", а "над фарсом можно только хохотать". Например: "Корреспондент "НГ" спрашивает: не нарушаются ли запретом преподавать "Основы православной культуры" в общеобразовательной школе права православных детей и их родителей. На это Пономарев отвечает: "У нас нет ни одного обращения родителей, которое бы свидетельствовало, что они не могут удовлетворить потребности в изучении основ православия".
Как будто бы православным верующим может прийти в голову рассматривать его "правозащитное" движение как своего "гаранта" и благодетеля! Нет, легче отправиться в пасть к крокодилу!"
И. Репьева с удовлетворением отмечает издание Министерством образования приказа N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ" и разъяснений к нему: "Мне нравится то положение в приказе Минобразования РФ, в котором говорится об обязательности соблюдения принципа добровольности, о свободе выбора для родителей и детей - давать ли своим детям религиозное образование на территории их школы.
Таким образом, хотя бы на уровне документов признаётся, что заказчиками образования являются родители российских учащихся, а не политики и тем более не проводники разрушительных для культуры и государственности России идеологий и информационных технологий. Будем надеяться, что Приказ будет в точности выполняться и принесёт нашей стране огромную пользу".
(Между тем, напомним, положения этого документа вызвали негативную реакцию со стороны группы общественных деятелей и правозащитников, которые 29 августа обратились к министру образования с открытым письмом.)
В то же самое время, пишет И. Репьева, вопрос об учебных пособиях по основам религиозных знаний еще не решен. По ее мнению, важно, во-первых, противодействовать "попыткам навязать школам некую общую историю мировых религий", а во-вторых, следить, "чтобы РОНО и школы не навязывали представителям традиционных религий России те учебники по религиоведению, которые, на взгляд Русской Православной Церкви, Центрального Духовного управления мусульман, Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской, могут лишь навредить нашим детям". И. Репьева также замечает, что она сама с коллегами готовит программу курса "История религиозной культуры". По ее словам, эта программа "имеет концепцию, которая приведена в соответствие с современной законодательной базой в области культуры и образования и опирается на направления российской политики в деле возрождение отечественной культуры, а также обеспечения информационной и духовной безопасности россиян".