Обозреватель портала "Религия и СМИ" Александр Кырлежев высказывает свои соображения относительно "существа спора" вокруг введения курса ОПК. Он отмечает, что "обучение религии" в школе, которое предусматривается приказом Министерства образования за № 2833, вызвавшим очередной виток дискуссии (и даже обращение правозащитников к министру В. Филиппову), совершенно законно и само по себе "не может являться предметом спора". Суть же интриги вокруг предмета ОПК, по мнению А. Кырлежева, заключается в следующем. Церковь изначально стремилась "ввести культурологическую дисциплину (в общей сетке) и посредством этих обязательных уроков осуществлять проповедь - не прямую, а, так сказать, косвенную". Однако эта "культурологичность" предполагает "корректный стиль", взвешенный подход, выработать который очень трудно. Именно на это обратили внимание правозащитники, которые "раскусили" намерения православных" и выступили против ОПК. А Министерство образования в этой ситуации нашло "выход: "перевести стрелки" на то, что и так законно и не подлежит обсуждению". "И здесь уже нет никакого лукавства, - пишет А. Кырлежев, - все честно. И здесь уже реальный конфессиональный "расклад" будет учтен, так сказать, автоматически. Если есть спрос и есть реальные возможности его удовлетворения (со стороны религиозных организаций), будет и "обучение религии в школе". И никто не будет ущемлен - потому что всё добровольно и с санкции (и при участии) самих представителей религий. А государство лишь должно предоставить своим гражданам возможность реализовывать конституционное право на "религиозное образование", создать необходимые условия для этого". Тут уже все будет зависеть от активности православных, от "инициативы снизу".
Таким образом, "клерикалы и антиклерикалы "столкнулись лбами" в споре о преподавании сведений "о религии" в школе. Министерство образования не смогло справиться с темой. Предприняло зигзагообразные движения и вернулось к поддержке формальной статьи Закона, реализовать которую на практике непросто (чтобы удовлетворить запросы и соблюсти права граждан на религиозное образование детей)".
Между тем, замечает автор, "одно ("обучение религии") не исключает другого (преподавания в государственной школе сведений о религии и о ее вкладе - довольно противоречивом - в современную культуру). Культурологические курсы, посвященные религии и религиям - культурологические и по содержанию, и по форме подачи материала - тоже должны быть в школе. С этим согласны практически все участники дискуссии". Этическое содержание религии востребовано в современном мире, и об этом необходимо рассказывать школьникам. А значит - споры будут продолжаться. Главный вопрос - "смогут ли представители обеих спорящих сторон, а также представители какой-нибудь третей, или четверной, или N-ой стороны, повысить уровень дискуссии и уровень своей ответственности?"