Новости по теме

Протоиерей Евгений Шестун об изучении православной культуры в школе

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

Прот. Евгений Шестун, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского города Самары, кандидат педагогических наук, свое выступление на Девятых Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях (Краснодар, 2 октября) посвятил проблеме преподавания православной культуры в школе. По его мнению, "в разговорах о наших законах очень много мифов юридических, созданных для того, чтобы нам запретить изучать собственную, отечественную культуру". Его позиция кажется во многом типичной для поборников обучения детей основам православия в светской школе.

Одним из препятствий для обучения школьников основам православной культуры, сказал прот. Евгений, часто называют многонациональный состав нашего государства. Он не согласился с этим: "...многонациональное государство — это юридическая формула государственного устройства. Если вы это говорите, значит, это должно быть зафиксировано в наших законах. Скажите мне, где в Конституции написано, что наше государство многонациональное? Там этой формулы нет.
В первых статьях там отмечено, что мы — многонациональный народ России. Но определения, что государство у нас многонациональное, я нигде не встречал. Употребление в речи формулировки "многонациональное государство" — признак бытового языка, бытового жаргона, а не языка нашего закона, Конституции". По мнению прот. Евгения, Россия, "по международному праву", - государство мононациональное, поскольку "у нас титульная нация — русский народ — порядка 85 %". Попытка утверждать обратное, по его словам, - "это просто провокация, идеология и желание запретить нашей традиционной национальной культуре стать основной культурой нашего государства".

Не выдерживает критики, с точки зрения прот. Евгения, и апелляция к светскому характеру образования: "Различие между светским и атеистическим государством существует, понятие "светское" отменило понятие "атеистическое". И когда говорят, что у нас государство светское, поэтому нельзя изучать православную культуру, это неправда. Любой юрист вам скажет, что как раз понятие светского государства и разрешает это, а не запрещает".

Другой аргумент противников обучения основам православия в светской школе - недопустимость преподавания вероучения. На это прот. Евгений заметил, что "светскость предмета определятся не содержанием этого предмета", а целью, которую ставит перед собой преподаватель: "Если я ставлю задачу научить ребенка жить церковной жизнью, чтобы эта жизнь стала его личной жизнью, воцерковить его, — это вероучение". Но в данном случае вопрос так не ставится.

В настоящее время, по мнению прот. Евгения, целью государственного образования является воспитание "американоподобного и европееподобного человека. При этом нужно Православие-то оббежать, потому что Православие все время мешает этой задаче". Однако, продолжает прот. Евгений, "в Конституции написано, что каждый гражданин России обязан беречь и сохранять национальные культурные традиции. А как можно беречь, сохранять то, что не знаешь? Беречь, сохранять можно то, что знаешь, бережешь, ценишь и передаешь другим — детям, внукам, чтобы они тоже сберегли. Конституция нам это предписывает. Поэтому многие действия наших чиновников по запрету изучения Основ православной культуры можно считать действиями антиконституционными, антизаконными".

Затронул он и вопрос о том, кто именно должен обучать школьников основам православной культуры: "Задают вопрос: "Кто же будет преподавать?" Когда учителя спрашивают у меня, кто будет преподавать Православную культуру, я говорю: "Вы будете преподавать". И когда они отвечают, что мы не знаем, я говорю: "Вы подумайте, есть ли еще хоть одно государство в мире, где в школу пускают учителя, который не знает отечественной культуры, истории и традиции? Где вообще это уму постижимо? Как вы можете этим похваляться, говорить, что я не знаю, и все? Не знаете, так знайте". Ни в одной стране мира этого нет. Америке всего 200 лет, а история Америки изучается все школьные годы и пять лет в вузе. А у нас, в русской школе, чему детей учитель может научить? О чем он говорит, что передает?"

Прот. Евгений также высказался против требования Министерства образования о том, чтобы родители давали письменное разрешение на то, чтобы их детей обучали основам православия в школе: "Когда вводили сексуальное воспитание в России, никто родителей не спрашивал. Валеологию вводят, не спрашивают. Предметы развращающего толка — никто заявление не просит писать. На введение предмета православной культуры — пиши заявление. Это просто абсурд. Мы изучаем античную культуру, а ведь античная культура — это культура языческого мира, античная философия — это философия языческого мира. Кто заставляет родителей писать заявление, чтобы дети изучали античную культуру? Никто. Мы изучаем западноевропейскую культуру, это культура католического мира, протестантского мира, кто просит здесь? Вот только чтобы собственную культуру изучить, пиши заявление. Абсурдней и антизаконней действий нет. Потому что по закону мы можем писать заявление на вероучительные предметы, а не культурологические".