25 ноября в рамках конференции "Христианская пресса России" состоялся круглый стол "Евангелие в СМИ. За кого голосуют баптисты?". Круглый стол проводился в присутствии 150 делегатов конференции. Рассматривались следующие вопросы: Религиозный фактор в СМИ; Христианские СМИ и политика; светские СМИ и христианский электорат; Религиозная пресса - право на существование.
Научный сотрудник Института мировой экономики Международных отношений РАН И.Подберезский отметил в качестве одной из определяющих черт современных российских СМИ "неуважительное отношение к верующим вообще, или к верующим инако". Другой характерной чертой является почти полное отсутствие аналитической информации. Кроме того, по словам И.Подберезского, есть группа светских авторов, пишущих о религии, использующие "утилитарный" подход: "Больше всего их занимает вопрос о том, как мобилизовать религиозный потенциал - ресурс, как теперь говорят, как поставить его на службу государству, тех или иных политических сил, как подчинить их выполнению каких-то задач", что, по мнению выступавшего, не может найти понимания у верующих. Заметной тенденцией в христианской журналистике И.Подберезский считает фундаментализм.
По мнению А.Кырлежева, обозревателя портала "Религия и СМИ", "одна из задач христианских СМИ и вообще христианских церквей - вырабатывать свое отношение к процессам, которые происходят в обществе, в том числе к политическим процессам, и не ограничиваться сферой индивидуальных отношений верующего с Абсолютом, то есть Богом".
Директор Международного русско-американского центра А.Зайченко отметил, что христиане "устали быть объектом исследования" - в советское время христиан изучал Институт атеизма при ЦК КПСС, поскольку видел в них "небольшой, но очень опасный отряд допускаемой законом оппозиции". А. Зайченко считает, что тем, кто пишет о религии, следует учитывать: христиане "имеют право быть объектом исследования еще и потому, что представляют объективную ценность для этого общества".
Председатель Совета христианского центра "Возрождение" В.Гамм считает, что общество не знает, чем занимается церковь, и церковь сама не понимает собственной роли в современном обществе. Чтобы рассказать обществу, что такое церковь, христианам необходимо "прибегать к использованию максимального количества СМИ, потому что все СМИ ограничены - радио, телевидение и печатная пресса".
Президент Союза христиан-военнослужащих России О. Аскаленок обратил внимание на особенность протестантских изданий: заказчиком может выступать священнослужитель, "но при этом взгляды журналиста и пастора не совпадают".
Представитель христианской миссии "Свет на востоке" С. Конторович заметил, что "половина или большинство членов протестантских церквей поддерживают ныне действующую федеральную власть, которая на самом деле реально ущемляет права протестантских формаций".
Обозреватель интернет-портала "Религия и СМИ" А.Морозов выделил несколько факторов, влияющих на освещение религиозной темы в СМИ. Во-первых, считает А.Морозов, "религиозный фактор не присутствует в СМИ в своем органическом, естественном виде. Он конструируется либо в зоне энтертеймента (развлечения), либо как элемент интеграционных идеологий". Во-вторых, "религиозное продолжает вызывать подозрение со стороны секулярного мира". Тем не менее, отметил выступавший, "несмотря на победу индустрии развлечений - моральная дискуссия еще не прекратилась".
Заместитель главного редактора журнала "Военно-христианский вестник" Л.Качкар считает, что "религиозная информация в силу некоторых причин не востребована в нашем мире". Христианам необходимо доносить информацию о себе до светских СМИ, чтобы изменить сложившийся стереотип о протестантах.
Стенограмма круглого стола опубликована на портале "Религия и СМИ".