5 июня 2010 года на сайте "Нравственность и закон" было опубликовано заключение д.ю.н., директора Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкина, д.ю.н., профессора М.Н. Кузнецова, председателя миссионерско-образовательного отдела Костромской епархии РПЦ протоиерея Виталия Шастина и ряда других представителей церковного и научного сообщества об апробации в российских школах экспериментального курса "Основы религиозных культур и светской этики". Авторы документа полагают, что изначальное поручение президента и цели и задачи курса были существенно искажены. В заключении дается подробный анализ заявлений Минобрнауки, касающихся эксперимента.
Авторы полагают, что этот курс "будет фактически направлен на принудительное, насильственное деформирование, вплоть до разрушения, уже имеющегося духовного личностного потенциала школьников и насильственное реформирование ценностно-мировоззренческой сферы ребенка на новых принципах культурного и религиозного релятивизма и т.н. "религиозного плюрализма". По их мнению, представители Минобрнауки дезинформируют как общество, так и РПЦ. Помимо прочего, они подчеркивают, что, по их мнению, полноценное и полноправное сотрудничество между министерством и представителями церкви не было налажено. Одним из результатов отсутствия полноценных контактов между этими двумя сторонами стало взаимное недовольство учебными пособиями по "Основам православной культуры". Однако, подчеркивают авторы заключения, "пособия по альтернативным предметам нисколько не лучше по качеству".
И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов и другие авторы документа считают, что "этот эксперимент даёт эффект, который на руку тем разработчикам глобальных проектов, направленных на разрушение идентичности русского и других народов России, целенаправленное формирование у них новой искусственной идентичности, основывающейся на началах, не свойственных традициям и ценностям народов России".
"Необходима серьезная ревизия состояния дел с возвращением проведения эксперимента в русло первоначального замысла Президента России, одобренного представителями крупнейших конфессий России", - заключают они.
Напомним, что ранее тот же коллектив авторов подробно анализировал проект федерального закона, упраздняющего разделение школьной программы на федеральный, региональный и школьный компоненты.