В 2012 году в издательстве «Рутледж» вышла книга Елены Мирошниковой и Дерека Дэвиса «Международный справочник религиозного образования» (Davis D., Miroshnikova E. Routledge International Handbook of Religious Education. London, 2012). В книге рассматриваются модели религиозного и религиоведческого образования в 53 странах мира, включая США, Канаду, страны Западной и Восточной Европы, Индию и Пакистан, Россию и СНГ.
Авторы книги обращают
внимание на правовые основания введения религиозных предметов в школьное и
вузовское образование, различия в подходах, оценивают социальные и
экономические условия разных стран. По их мнению, можно выделить три основные
модели обучения религии: в странах с преобладающим религиозным большинством
уделяется внимание обучению основам господствующей религиозной традиции
(«идентификационная модель»), в тех странах, где Церковь отделена от
государства, действует «сепарационная модель» - в рамках учебных курсов говорят
о разных религиях или не говорят вообще. В качестве третьей модели предложен
«управляемый плюрализм», предполагающий выделение нескольких базовых
религиозных традиций.