Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский проанализировал результаты деятельности наиболее известных «православных миссионеров» за несколько лет.
«Аргументы и факты» опубликовали рассуждения Ю.Белановского «о тех миссионерах, что сейчас в фаворе и у православной общественности, и у известных священников, и у СМИ». Речь идет в первую очередь о Дмитрии Цорионове (Энтео) и его единомышленниках в Москве и в регионах.
Автор отмечает, что «миссионеры» рассказывают людям вовсе не о Христе, Евангелии и милосердии. Если судить по действиям этих людей, то «нынешнее православное миссионерство — это когда все вокруг злодейки (те самые на букву «б»), которых надо обличить, встроить в шаблоны и попутно пропиарить себя через перформансы. Что и называется «отмиссионерить».
Напомнив о реакции «православной общественности» на суд над «Russy Riot» и действия российской оппозиции, срывы театральных постановок, нападения на музеи и другие «перформансы», Ю.Белановский не соглашается с теми, кто винит журналистов в «пиаре» Энтео и компании и умалчивании о «настоящем» миссионерстве, рассказывающем об идеальном христианстве: «Проповедь, игнорирующая реальность и призывающая судить о православии по высоким идеалам и красивым нравоучениям, за четверть века показала свою несостоятельность. На словах, миссия — это апостол Андрей Первозванный, святые КириллиМефодий, святой Николай Японский и т. д. А в жизни — банальная гопота и самопиарящиеся акционисты».
Причину такой ситуации руководитель «Даниловцев» видит в том, что «миссия почти никому всерьёз не нужна в Русской церкви», из-за чего «в русском православии нет другой миссии, кроме деления мира на белых и чёрных, кроме выискивания и обличения «б», кроме эпатажного привлечения внимания».
Автор сравнивает сегодняшнюю миссию с подростком, чей «личный внутренний мир пока ещё скуден, если не сказать — ущербен» и которому «нечем отвечать на обращённые к нему вызовы и вопросы», вследствие чего он делит мир на своих и чужих и пытается эпатировать окружающих.
То же деление на своих и чужих характерно и для современного русского православия в целом, и миссия в этих условиях «стала первоначальной стадией встраивания в шаблон. Кто не с миссионерами, тот против них!»