Опрошенные православные священнослужители, хоть и сдержанно и с оговорками, в основном поддержали идею ношения платков в учебных заведениях.
Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии протоиерей Алексий Кульберг напомнил, что российские регионы заметно различаются по национальному составу населения, поэтому подобные решения следует принимать на уровне регионов: «Если в Дагестане или в Чечне поддержат инициативу ношения религиозной национальной одежды, а в Белгороде или Курске примут решение воздержаться, это будет выбор региона, сделанный в зависимости от национального состава жителей».
Клирик кафедрального собора Благовещенска иерей Святослав Шевченко «не видит ничего плохого» в ношении платка мусульманками, однако считает, что этим «мусульманские девушки подчеркивают свою разницу с окружающими». По его мнению, «решать, носить такой ритуальный головной убор или нет, должны сами студенты. Может, в вузах стоило бы узнать, как смотрят на это другие студенты. Могли бы высказать свои пожелания и преподаватели».
Еще лучше, считает священник, «открывать университеты со светскими специальностями, но для мусульман», и там учащиеся могли бы одеваться в соответствии с мусульманскими традициями.
Декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета священник Петр Коломойцев обратил внимание на то, что во многих странах с преобладанием мусульманского населения женщины в публичных местах далеко не всегда ходят с покрытой головой. Поэтому священник предположил, что «Равиль Гайнутдин выражает свои пожелания, сообразуясь с традициями не нашего государства, а Саудовской Аравии». По мнению о. Петра, как именно одеваться, мусульмане должны решать сами – «в мечетях и в своих духовных учебных заведениях».
Настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на священник Игорь Шумилов также ссылается на опыт других стран, где рядом проживают люди разных религий, но, напротив, делает акцент на том, что люди там носят религиозную одежду без каких-либо препятствий.
«По-настоящему верующий никогда не будет проявлять агрессию по отношению к человеку другой веры. Это неверующий, несмотря ни на какую внешнюю браваду, чувствует свою внутреннюю ущербность по сравнению с верующим человеком и поэтому старается уничтожить всякие проявления веры других людей», - убежден о. Игорь. Желание не видеть в светских учебных заведениях религиозную одежду он объясняет «агрессивным, насильственно предписанным атеизмом» советского времени, который «до сих пор откликается печальным эхом религиозного невежества и бескультурья».
Клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров также высказался в пользу платков в светских учреждениях, причем как для мусульманок, так и для православных. «Я не знаю, как себя чувствует мусульманка без хиджаба, но если будто голой, то мне жалко ее. Это может мешать ей учиться, потому что вместо сосредоточения на тонкостях науки она вынуждена озираться, не смотрит ли на нее кто-то осуждающе», - сказал священник.
Соответствующий пункт, считает он, должен существовать в уставе учебных заведений. «Главное, не устраивать из этого очередную акцию», - добавил о. Георгий.
Клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) также сторонник свободного выбора, носить или не носить религиозную одежду. Правда, он оговаривает, что такая одежда не должна закрывать лицо, т.е. платок в общественном месте допустим, а паранджа – уже нет.
При этом регулировать этот вопрос священник предлагает на самом высоком уровне – правительству или президенту страны: «Мы видим, как в европейских странах ущемляют права верующих. Половые извращения объявляют нормой и внедряют это всюду, оскорбительные карикатуры защищают законами, запрещают людям той или иной веры носить одежду, которая ничему не мешает. Думаю, правительство России должно принять меры, чтобы исключить такие запреты, которые ничем не обоснованы кроме социальных или религиозных предрассудков».
Единственный, кто определенно высказался против хиджабов в учебных заведениях, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное Белгородской области священник Михаил Артеменко. По его мнению, носить мусульманские платки в школах и вузах «недопустимо», поскольку «разрешив их, мы разрешим любую религиозную одежду»: «А если ребенок кришнаит и пожелает ходить во все розовом? А если молодой человек, учащийся старших классов, - сатанист?»
Священник выступает за «стандарт школьной формы», допускающий только «не бросающиеся в глаза» религиозные символы. Впрочем, из таких религиозных символов о. Михаил смог назвать только православный нательный крест.
Опрошенные представители мусульманских организаций, конечно же, выступили за ношение мусульманками платков и отметили, что вопрос хиджаба «излишне политизирован» и ему придается слишком большое значение. Однако в вопросе о том, каким образом должен регулироваться вопрос религиозной одежды в публичных местах, мусульманские священнослужители разошлись.
«Решать – носить платок или нет – должен непосредственно сам учащийся того или иного заведения. Выбор должен быть за учеником или студентом. А со стороны руководства школы или вуза не должно быть никаких препятствий. Законов у нас и так достаточно, чтобы специально ради платка принимать очередной», - считает ректор Московского Исламского колледжа Марат-хазрат Арсланов.
Муфтий Мордовии Фагим-хазрат Шафиев, напротив, убежден, что «все-таки необходим федеральный закон, который четко бы разъяснил и определил права верующих, и особенности традиционных религий».
Представители иудейских организаций предлагают решение вопроса с платками предоставить самим учебным заведениям.
«В учебных заведениях тех регионов, где основное население - мусульмане, ношение хиджабов, конечно, разрешат», - уверен Председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области Борис Динер. Однако идеальным вариантом ему видится единая для всех школьная форма, как в советское время: «Все были одинаковы, вне зависимости от национальности и размера кошелька родителей».
Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом" Семен Лившиц тоже убежден, что проблему дресс-кода «нужно обсуждать «на общешкольном родительском собрании, где у каждого будет возможность высказать свое мнение»: «Если принимать такое решение на уровне федеральной власти, могут быть недовольные».
В целом же, считает С.Лившиц, вопрос ношения религиозной одежды «должен решать сам человек, а государственной власти тут нечего ни запрещать, ни разрешать. Запретами нельзя ничего добиться, тем более в вопросе, касающемся религии».