16 июня 2015 года портал «ReligioPolis» опубликовал интервью с религиоведом, доцентом Центра изучения религий РГГУ Борисом Фаликовым о религиозной ситуации в России.
Ситуация, по мнению собеседника портала, «довольно запущенная», происходящие в этой сфере процессы – «по большей части негативные», а «отношения религии и государства <…> не укладываются ни в какие конституционные рамки». Причину этого религиовед видит в том, что в России так и не появилось светское общество, зато коммунистическая идеология долгое время играла квазирелигиозную роль: «Это квазирелигия, это своего рода церковь. И отношения у государства с этой церковью были вполне слаженные. Ну а «конкурирующие» религии были уничтожены. Но секулярного общества-то не появилось, т.е. не появилось нормального отношения граждан к религиозным процессам, и отсюда куча проблем. Есть по-прежнему два протагониста: церковь и государство. А треугольника нет – общества секулярного нет. А именно когда есть эти три актора – это позволяет сбалансировать процессы».
В результате государство оказалось заинтересовано в клерикализации гораздо больше, чем сама церковь: «Нынешней власти церковь нужна как один из источников легитимации. То есть власть церковь использует, и в этом смысле церковь не самостоятельный даже игрок». Ярким примером того, как «государство воспользовалось церковным арсеналом, полностью переделав идею на свой лад», стало привлечение церкви к политическому конфликту с Украиной, в результате чего Русская православная церковь теперь может потерять значительную свою часть.
Обострение «религиозных чувств» Б. Фаликов объясняет, с одной стороны, «фактором неофитства», с другой – политическими причинами. Например, в нашумевшей истории с оперой «Тангейзер» новосибирскому митрополиту «надо было придать себе вес в местных элитах, показать, что он значим, и он воспользовался ситуацией, затеял этот скандал». Кроме того, по его мнению, у многих верующих, да и духовенства желание обидеться едва ли не на все подряд может быть вызвано комплексом, связанным с невежеством: «Вот вы что-то не понимаете, не можете понять, вам культуры не хватать понять, и вы обижаетесь на то, что не можете понять – еще и такой ведь механизм вполне возможен».
В интервью был затронут и суд над «Бхагават-гитой» в 2012 году. По мнению религиоведа, происходи этот конфликт сегодня, «было бы гораздо труднее, потому что <…> мракобесы сейчас безусловно на коне»: «Я это просто вижу, в том числе на примере дела с Тангейзером, как чужая культура, я уж не говорю про чужую религию, раздражает эту набирающую силу тенденцию к… – даже не знаю, как ее лучше назвать – к уничтожению всего чужого. Она очень усиливается».