Новости по теме

Первые отклики на появление учебника "Религии мира"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Обозреватель "Ежедневного журнала" Светлана Солодовник поделилась впечатлениями от учебника "Религии мира" (Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006).

Учебник предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и включает в себя сведения почти обо всех религиозных традициях, а не только укорененных в России. Самый большой раздел посвящен христианству, и при наличии дополнительной литературы, учебник можно использовать и как пособие по "Основам православной культуры".

"Главное опасение, которое высказывали религиозные лидеры, обсуждая намерение религиоведов взяться за написание учебника — что им не избежать атеистического негативизма, то есть, попросту говоря, что о вере по старой советской привычке будут говорить без должного уважения, как о "буржуазном пережитке", или хуже того — с насмешкой, можно отмести сразу, - уверяет С.Солодовник. - Учебник абсолютно корректен. Авторы пытаются рассмотреть феномен религии в целом, спокойно, в высшей степени доброжелательно, отдавая должное той огромной роли, которую верования сыграли в становлении обществ и цивилизаций — в иные моменты определяющей. Им удалось избежать и другой крайности — правда, уже простительной, с точки зрения представителей Московской патриархии, склонных даже рассматривать эту крайность как достоинство: в книге нет попыток объяснить школьникам, что "свойственно", а что "несвойственно" тому или иному "народному сознанию". Пособие не миссионерский инструмент, а источник знаний".

Журналистка усмотрела в учебнике ряд недостатков, главные из которых - сухость изложения и избыточная "информационная насыщенность".

"В целом попытку религиоведов следует признать удачной, - резюмирует С.Солодовник. - Хотя у школьников вряд ли возникнет перед глазами живая повседневная жизнь верующих разных конфессий, у них наконец появилась возможность узнать, что общего и в чем разница между православием и католичеством (отличия перечислены четко по пунктам) — ведь даже многие взрослые люди в России убеждены в том, что католичество не принадлежит к христианству, как устроены протестантские церкви, к чему стремится библейская критика, когда и для чего родилось экуменическое движение, что такое либеральная теология и религиозный фундаментализм — учебник учитывает новейшие исследования в области религиоведения".

21 мая рецензию на учебник опубликовал Портал-Credo.ru. По словам автора рецении Михаила Ситникова, "издание отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у молодых людей, интересующихся религией. Однако первый опыт разработки учебного пособия в этом направлении нельзя считать окончательным решением проблемы преподавания знаний о религии в средней школе".

"Принцип, по которому разрабатывалось издание, не вызывает никаких сомнений в своей корректности, - отмечает М. Ситников, - но предназначенность пособия для учащихся 10-11 классов, например, вызывает вопрос: а почему бы не 6-7 классов? Ведь, ориентируясь на представления о предыдущих поколениях, мы не учитываем, что средний интеллектуальный уровень нынешних старшеклассников, которые могут заинтересоваться данным предметом, заведомо потребует гораздо более углубленных знаний. В конце каждого раздела, правда, учащимся предлагаются вопросы, ответы на которые можно почерпнуть в специальной литературе, обширным списком которой заканчивается учебное пособие. Но и сам норматив явно нуждается в дальнейшем совершенствовании и адаптации его к требованиям новых поколений, что и предполагается религиоведческим сообществом России в его планах на ближайшее будущее".

Комментарий: См. также:
С 1сентября этого года в школах Москвы начнется апробация нового учебника "Религии мира: история, культура, вероучения" // Российская газета. 2007. 5 июня.
Ссылки на данную статью [2]