Слушания, проведенные 20 мая 2003 г. Комитетом по законодательству, были посвящены теме экстремизма политического и методам противодействия ему. Но многие ораторы поднимали при этом и вопросы, обычно относимые к теме "религиозного экстремизма", да и сами ораторы активно пользовались этим термином.
В первую очередь поминали, конечно, ваххабизм в смысле исламского экстремизма. Заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников призвал поскорее создать специальный законодательный заслон исламскому экстремизму как "экстремистскому течению, зомбирующему молодежь", отметив, что данный вопрос "уже перезрел". "Они (ваххабиты) готовят смертников в Панкиси, Дагестане, а сейчас, по нашим сведениям, уже и в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Нужны административные и уголовные меры", - добавил Колесников. Его поддержали и другие ораторы, в т.ч. директор Центра этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ) Владимир Мукомель. В качестве положительного примера он привел дагестанский закон 2000 года, прямо запрещающий ваххабизм, и всю дагестанскую систему контроля за "религиозным экстремизмом".
Но не были забыты и новые религиозные движения. Депутат Александр Чуев именно к ним применяет термин "религиозный экстремизм" и полагает необходимым "концептуально изучать" возможности противодействия. Ваххабизм же он отнес к категории "национально-религиозного экстремизма".
Представлявший РУБОП полковник Юрий Демидов тоже выступил за использование дагестанского опыта, но особое внимание уделил "сектам". Перечисляя успехи своего ведомства, он особо подчеркнул высылку целого ряда религиозных деятелей, причем речь шла не только о гражданах арабских стран, но почему-то и о миссионерах из Эстонии. С точки зрения Ю. Демидова, необходимо ввести дополнительные ограничения для иностранных религиозных организаций, иностранных религиозных деятелей и на поступления денег из-за рубежа.
Из нерелигиозных экстремистов чаще всего упоминали Национально-державную партию России, которая была как раз в тот день лишена Минюстом регистрации (чего собравшиеся еще не знали). Но и в ней, на самом деле, есть религиозный элемент - воинствующее антихристианство одного из сопредседателей, Александра Севастьянова. Оно неоднократно вызывало протесты Союза православных граждан. Так что после решения Минюста Пресс-служба СПГ выпустила заявление "Свержение Перуна".
Соб. инф.
P.S. Отсутствие ссылок объясняется отсутствием полноценных сообщений. Единственное развернутое сообщение, появившееся сразу после думского заседания, практически полностью не соответствует действительности.