В январе 2005 г. прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа передала в суд уголовное дело по факту незаконной деятельности в Нижневартовске организации "Хизб-ут-Тахрир". Уголовное дело было возбуждено в октябре 2003 г., когда были задержаны несколько представителей "Хизб-ут-Тахрир", у которых была изъята литература организации.
Задержанных тогда отпустили после допроса, на котором они подтвердили свое членство в "Хизб-ут-Тахрир". В январе 2004 г. один из них, Э. Хусаинов, обратился в ВС РФ с письмом, в котором заявил, что обвинения "Хизб ут-Тахрир" в терроризме и экстремизме беспочвенны, но ответа не получил (равно как и ответа на аналогичное обращение в ВС в августе того же года). В июне у него на квартире был проведен обыск, в ходе которого снова изъяли литературу "Партии исламского освобождения". Э. Хусаинову предъявили обвинения по ч.1 ст.282-2 УК РФ("Организация деятельности экстремистской организации") , однако, по информации сотрудника ПЦ "Мемориал" Виталия Пономарева (см. в опубликованной на нашем сайте его статье "Спецслужбы против исламской партии "Хизб ут-Тахрир""), это дело было позднее "закрыто".
Но в октябре того же года у Э. Хусаинова при очередном обыске вновь изъяли литературу "Хизб ут-Тахрир". А в декабре ему было предъявлено обвинение по ч.2 ст.282-2 (в ч.2 речь идет об "участии в деятельности" экстремистской организации) и ч.1 ст.205-1 УК РФ ("Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению") (в сообщении "Интерфакса" от 26 января ошибочно указаны ч.1 ст.282 и ч.1 ст.205. - Ред.). Мерой пресечения было избрано содержание под стражей. 21 января 2005 г. уголовное дело было направлено в окружной суд ХМАО.
16-18 февраля дело рассматривалось в окружном суде ХМАО. Как 21 февраля сообщил ПЦ "Мемориал", ""тяжкое преступление", совершенное Хусаиновым, заключалось в том, что в ноябре 2004 г. он посетил депутата городской думы Людмилу Кошиль, руководителя общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в УрФО Геннадия Метелица и журналиста местной телекомпании Бориса Романова и вручил указанным лицам текст обращения, в котором говорилось, что решение о запрете "Хизб ут-Тахрир" является необоснованным и что терроризм противоречит программным положениям этой организации. Кроме того, обвиняемый дал интервью, касающееся "Хизб ут-Тахрир", журналисту Романову. Фрагменты интервью были переданы в эфир местным ТВ. Эти действия Хусаинова были квалифицированы прокуратурой как "склонение лиц, проживающих в г.Нижневартовске", к участию в деятельности "террористической организации".
По словам правозащитника Елены Рябининой, присутствовавшей на процессе, ни один из свидетелей не подтвердил, что подсудимый склонял их или кого бы то ни было к вступлению в "Хизб ут-Тахрир". Однако, по мнению обвинения, само упоминание этой организации в положительном смысле является преступным, независимо о того, допускались ли при этом прямые призывы вступить в "Хизб ут-Тахрир"".
Кроме того, в обвинительном заключении сказано, что Э. Хусаинов в 2003-2004 гг. "незаконно, умышленно хранил у себя в квартире... партийную литературу и листовки".
Фигурирует в деле и акт филологической экспертизы, которая, по мнению сотрудников "Мемориала", была проведена непрофессионально: "Эксперты, не имеющие специальной подготовки в области ислама, приходят к выводу, что "идеология партии "Хизб ут-Тахрир" представляет собой разновидность шовинистического движения"(?!). Этот тезис обосновывается разного рода сомнительными ссылками: например, упоминание об особой роли арабского языка в исламе трактуется как пропаганда "национальной исключительности арабов" и т.д."
Оглашение приговора ожидается 24 февраля.
Пономарев В. Процесс по делу исламского активиста Эдуарда Хусаинова // Правозащитный Центр "Мемориал". 2005. 21 февраля.
Скробот А. "Освободителя" отдали под суд: В Нижневартовске начинается процесс над активистом "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" // Независимая газета. 2005. 27 января.