По информации сайта Правда.info, вечером 1 июля в Махачкале глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль был задержан силовиками во время встречи с мусульманской молодежью. Как сообщается, Г. Джемаль, потрясенный очередным терактом в столице Дагестана, намеревался "обратиться к мусульманской молодежи с призывом бросить все силы на социальное созидание, снятие напряженности в обществе". Встреча должна была проходить на берегу моря в неформальной обстановке. Однако вскоре после ее начала "среди деревьев замелькали голубые блузы милиционеров и бронежилеты поверх цивильных рубашек на представителях ФСБ. Мирно беседующих вокруг дастархана мусульман окружила толпа до зубов вооруженных силовиков, которые, стреляя в воздух и обрушивая приклады на спины невооруженных людей, с отборной матерщиной заставили всех лечь на землю. Поначалу это было стандартное лежание с руками на затылке, но потом правоохранительным органам пришла в голову более интересная мысль связать лежащим руки за спиной их же брючными ремнями. Был проведен личный обыск и досмотр автомобилей, на которых приехали участники встречи. Инкриминирующих предметов найдено не было. После этого, отобрав ключи у хозяев машин, правоохранители побросали связанных в салоны, сели за руль и вывезли всех задержанных в шестое управление УБОП, где размещается также махачкалинский отдел по борьбе с терроризмом. Обращение с задержанными были максимально жестким. К утру Председатель ИКР и сопровождавший его водитель машины были отпущены, даже с некоторыми "извинениями", смысл которых сводился к тому, что уважаемый гость Гейдар Джемаль оказался "не в то время и не в том месте". Однако изъятые у него и его спутника мобильные телефоны якобы не были найдены и, соответственно, возвращены".
При этом остальных задержанных (в том числе - мусульманского активиста Аббаса Кеведова и известных в республике политологов Руслана Курбанова и Ханжана Курбанова) вместе с ними не отпустили. ИКР заявил, что "настаивает на их немедленном освобождении".
"По ряду признаков, в том числе по переговорам между правоохранителями, - говорится также в указанном информационном сообщении, - стало ясно, что задержание Гейдара Джемаля во время беседы с мусульманской молодежью не было случайностью вопреки тому, что утверждали впоследствии ответственные лица. Передвижения московского гостя отслеживались, о его контактах и намерениях было известно. Аббас Кебедов, в свою очередь, находился под постоянным наблюдением. Таким образом, "органы" знали, что встреча Гейдара Джемаля с молодежью имела целью противодействие экстремистским настроениям в среде активных мусульман, а также то, что участники этой встречи не могли иметь отношение к произошедшему утром того дня взрыву. Из этого следует, что власти Дагестана, также как и власти других северо-кавказских республик, заинтересованы в нагнетании конфликтной обстановки, сознательно подталкивают мусульманскую молодежь к экстремизму, стремятся спровоцировать открытое противостояние между собой и населением, чтобы тем самым попытаться выйти из политического тупика, куда их загнала собственная бездарность и коррупция. Несомненна также и попытка повлиять методами полицейского запугивания на деятельность Председателя ИКР Гейдара Джемаля".
13 июля Г. Джемаль рассказал о произошедшем на пресс-конференции "Эскалация социальной напряженности на Северном Кавказе. Эффективность и законность методов борьбы с экстремизмом". Он уверен в том, что его задержание не было случайным. Лидер ИКР обвинил власти Дагестана в том, что своими действиями они "ввергают общество в противостояние и экстремизм и пытаются решить проблему кризиса власти за счет обострения общей ситуации".
Также участвовавшие в пресс-конференции исполнительный директор Регионального движения "За права человека" Лев Понамарев и депутат ГД Алексей Кондауров расценили действия МВД и ФСБ и Дагестане как провокационные, направленные против рядового населения, а не экстремистов и террористов.
Для выхода из северокавказского кризиса Г. Джемаль предложил опираться на "исламскую политизированную молодежь", которая, по его словам, "свободна от клерикальных предрассудков и стремится интерпретировать ислам как нравственную базу для общества без преступлений, без эксцессов, справедливого общества". Что же касается мусульманского духовенства, то оно, считает Г. Джемаль, "слишком ангажировано. У него ценности ислама всегда являлись слишком конъюнктурным моментом, то есть инструментом политической игры".
Сухов И. Эльфы и ваххабиты: Война на Кавказе может быть связана с борьбой за Кремль // Время новостей. 2005. 14 июля.