Виталий Танаков, верховный жрец (фактически, один из верховных жрецов) языческой религии народа мари, выпустил брошюру "Жрец говорит" (см. текст в формате Word). И за распространение этой брошюры он ныне привлечен к ответственности по ст. 282 УК. Суд начался 30 августа, следующее заседание назначено на 7 сентября.
В.Танаков - известный активист марийской оппозиции, многократно выступавший против региональных властей. Но за эти выступления он репрессиями не подвергался, как и за свою многолетнюю деятельность в качестве жреца. Хотя, согласно обвинительному заключению, ранее ему уже выносили предупреждения и прокуратура, и министерство юстиции республики (а его сына одно время обвиняли в изнасиловании). Обвиняется он в возбуждении национальной и религиозной ненависти в написанной им брошюре.
Текст брошюры содержит краткое описание языческой религии мари и обоснование ее истинности в сравнении с остальными религиями. Рассуждения автора по уровню аргументации и набору привлекаемых фактов и псевдонаучных мифов вполне соответствуют анкетным данным Танакова - сельского электромонтера. Есть там также оригинальная версия теории "всемирного заговора", не привязанная ни к какой этнической или религиозной общности. Много места в брошюре уделяется критике властей и других активистов марийского движения, более лояльных к властям, чем сам Танаков.
На наш взгляд, брошюра не содержит никаких призывов, возбуждающих вражду к представителям других народов или религий. Если бы Центр "СОВА" анализировал текст брошюры на предмет наличия языка вражды (см. тему языка вражды на нашем сайте), удалось бы вычленить лишь самые его мягкие формы, вполне привычные в СМИ и никогда - совершенно справедливо - не вызывающие уголовных преследований.
Максимум этно-ксенофобии в брошюре Танакова: "Осознавая, что Марий Эл - национальный регион и очаг нестабильности, русский или иной национальности хозяин предприятия будет вывозить капитал. Только мариец-хозяин предприятия будет смело вкладывать деньги в долгосрочные проекты развития бизнеса в Марий Эл и будет работать на благо жителей Марий Эл".
С другой стороны, в последних строках брошюры написано: "Можно остановить надвигающиеся бедствия одним - Великим Покаянием всех народов перед Богом за насилие, убийства, войны, за рабство, колониализм, крепостничество, расизм, национализм, шовинизм, коммунизм, фашизм, терроризм. Не искать, кто больше виноват: еврей, русский, англичанин, американец, чеченец или мариец - всему миру Покаяться в своих грехах...".
Однако привлеченные обвинением лингвисты и за ними сама прокуратура решили иначе. Эксперты констатировали этноцентризм рассуждений Танакова, и это трудно отрицать: этноцентризм свойственен любой языческой религии. Рассуждения автора брошюры об особом предназначении (для спасения человечества) марийского народа, обладающего истинной религией, ничем, кроме интеллектуального уровня, не отличаются от рассуждений об избранности еврейского народа, принятых в иудаизме (что, по данным "Известий", не помешало представителю Федерации еврейских общин России Боруху Горину расценить брошюру как оскорбительную).
Танаков именует все мировые религии "демоническими", но это высказывание - именно о сути этих религий, а вовсе не о качествах их адептов. По Танакову, особенно вредны для их адептов религии, формирующие покорность Богу (в отличие от "древней природной религии" мари), но и в этом случае не говорится, что представители каких-либо народов или религиозных традиций чем-то плохи как таковые. Такого рода высказывания можно найти в любой религиозной традиции, в том числе и сейчас.
Эксперты сочли оскорбительными утверждения Танакова, что русский народ не имеет своей религии, татарский - своей письменности и т.д., но по контексту брошюры ясно, что Танаков имел ввиду отсутствие этих атрибутов как присущих первоначально именно этим народам (религия русских, как можно понять по контексту, изначально принадлежит евреям).
Наконец, обвинение особый упор сделало на личный выпадах в брошюре. Этот момент вообще не может иметь отношения к составу ст. 282, так как ни к кому не обращено оскорбление, как-либо связанное с его этничностью или верой. Да и похоже, что большинство критикуемых Танаковым - этнические марийцы и даже деятели марийского движения.
Пока за Танакова вступились только несколько местных организаций. В суде его поддерживает правозащитная организация "Человек и закон".
1 сентября В.Танакова поддержала Московская Хельсинкская группа. Правозащитники полагают, что дело, по которому, кроме Танакова, проходит председатель организации "Мари Ушем" Нина Максимова, является политическим.
25 октября состоялось очередное заседание суда. Как передает ИА REGNUM, "допрашиваемые по делу свидетели отметили, что восприняли высказывания Танакова в брошюре как мировоззренческую позицию, определенную точку зрения автора, признавая при этом право на свободу мысли, поэтому причин для обид и осуждения они не видят".
Слушания продолжились в ноябре (см. репортажи о заседаниях 9 и 15 ноября на сайте Всероссийского гражданского конгресса).
8 декабря состоялось очередное заседание суда. В ходе заседания адвокат С.Сидоркина предъявила ходатайство о проведении повторной лингвистической экспертизы текста брошюры В.Танакова. Следующее заседание назначено на 22 декабря.
Соб.инф.
Крупина Э. Языческого жреца судят в Марий Эл // Религия и СМИ. 2006. 30 октября. (Статья из газеты "Коммерсантъ - Волга-Урал", Казань, от 26 октября.)
Смирнов И. Националистические камлания: "Всетатарский общественный центр" выступил в защиту марийского жреца // Русская линия. 2006. 4 декабря.
Желонкина Т. Две экспертизы в одну корзину // Российская газета - Волга - Урал. 2006. 21 декабря.