28 ноября - 1 декабря в Пятигорском городском суде продолжились слушания по делу имама Антона Степаненко. Мы публикуем репортаж Проекта "Ковчег" о заседаниях суда:
"Антон (в исламе - Абдаллах) Степаненко, русский, 1980 г.р., уроженец г. Хабаровска, в 1997 г. принял ислам и с 2004 г. является имамом мечети в г. Пятигорск. Степаненко систематически призывал своих прихожан
воздерживаться от экстремистских взглядов и проводил общественные мероприятия антитеррористического характера. 26 января 2006 г. Степаненко был арестован на основании заявления состоящего на учете в
психиатрическом диспансере подростка Бориса Мартынова, утверждающего, что летом 2004 г. по указанию Степаненко его насильно удерживали, вымогая у него и еще двух пострадавших деньги. После ареста Степаненко
прокуратура и РУБОП г. Пятигорска активно производили сбор доказательств его экстремистской деятельности, в т.ч. оказывая давление на возможных свидетелей.
В итоге, Степаненко было предъявлено обвинение в совершении преступлений предусмотренных статьями 127 ч. 2 ('Незаконное лишение свободы'), 163 ч. 2 ('Вымогательство'), 282 ч. 1 ('Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды' [точная формулировка - 'Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства'. - Ред.]) УК РФ.
В последствии, защитой было юридически доказано, что в следственном изоляторе Степаненко подвергался давлению и избиениям со стороны сотрудников правоохранительных органов. Неоднократные нарекания защиты
вызывало то, что председательствующий на процессе судья Пятигорского городского суда А. Маслов проводил весьма непродолжительные заседания с длительными интервалами (до 1-2 недель) между ними.
В ходе прошедших судебных заседаний, потерпевший Тимофей Панасюк признался в том, что действительно неоднократно совершал кражу денег из дома имама, а также а том, что совместно с потерпевшими Борисом
Мартыновым и Наилем Каратаевым тратил на распитие спиртных напитков и развлечения деньги, которые Мартынов и Каратаев похитили в мечети г. Пятигорска.
Кроме того, Панасюк заявил, что дать ложные показания и оговорить имама его заставил следовать Пятигорской городской прокуратуры Дмитрий Дериглазов. По словам Панасюка, следователь заявил ему, что если он не
подпишет протокол с ложными показаниями, то его осудят за кражу денег из дома Степаненко, а в последствии направят на военную службу в Чечню, где его гарантированно убьют как свои, так и чужие, потому что он исповедует ислам. Кроме того, на суде было установлено, что 15-летний Панасюк допрашивался в отсутствии законных представителей (в данном случае - родителей), которых в последствии принудили подписать протоколы допроса задним числом.
Судья Маслов отказал защите в приобщении к материалам дела предоставленных Независимой Психиатрической Ассоциацией медицинских данных, разъясняющих медицинский диагноз потерпевшего Мартынова, который
в соответствии с имеющимися медицинскими документами страдает психическим заболеванием. Суд также отказал в проведении судебной психолого-психиатрической экспертизы Мартынова, что по заявлению защиты
грубо нарушает уголовно-процессуальное право.
На сегодняшний день, имам г. Пятигорска содержится под стражей и подвергается жестокому обращению только лишь вследствие заявления душевнобольного правонарушителя, а также действий Пятигорской городской
прокуратуры.
По заявлению защиты, судебные заседания по делу проходят 'в режиме истерии'. По информации от лиц присутствовавших на заседании, судья Маслов, ознакомившись с очередным весомым аргументом защиты, прекращает на 10-15 минут любые действия погружаясь в размышления. Защита Степаненко располагает значительным количеством фактов оказания лицами проводившими следствие давления на участников судебного процесса.
По заявлению представителя Духовного Управления Мусульман Карачаево-Черкессии и Ставрополья Исмаил-хаджи Бастанова, 'весь исламский мир молится Аллаху и переживает за судьбу русского имама'. Исмаил-хаджи Бастанов выступил в суде в качестве свидетеля по делу. Он пояснил, что община города Пятигорска и ДУМ КЧРиС высоко оценивают работу имама Степаненко, а так же то, что данный процесс является уникальным, потому что впервые в истории России судят исламского духовного лидера.
Представляющий защиту Антона Степаненко соруководитель Проекта "Ковчег" адвокат Сергей Сычёв заявил, что защита будет добиваться оправдательного приговора. Комментируя процесс он сказал: 'Если мы не найдем
справедливости в России, мы готовы обратиться в Европейский суд по правам человека и указать на все вопиющие нарушения закона при расследовании данного дела, на факты избиения имама в СИЗО с целью
получения признательных показаний, на попрание права на свободу вероисповедания. Мы знаем, что весь исламский мир России внимательно следит за этим процессом, поэтому просим всех кому не безразлична судьба
имама Абдуллы Степаненко молиться Всевышнему о том, чтобы восторжествовала справедливость'".
В ходе судебного заседания 11 декабря Борис Мартынов заявил, что и он оговорил А.Степаненко под давлением следователя Дмитрия Дериглазова.
С.Сычев выразил беспокойство по поводу того, что суд не желает принимать во внимание отказ потерпевших от показаний, данных ими на следствии. Адвокат обеспокоен также и нарастающим давлением на защиту.
В очередном пресс-релизе Проекта "Ковчег" от 21 декабря сообщается, что в ходе состоявшихся с 11 по 15 декабря заседаний стали известны новые факты издевательств над имамом в следственном изоляторе:
"В судебном заседании Степаненко заявил, что попытки силового давления на него активно продолжаются, и рассказал о них. Так, во время совершения намаза в камере СИЗО, помещенные в камеру неизвестные лица пытались его тяжко избить и выбили передний зуб.
Кроме того, в ночь с 13 на 14 декабря 2006 г., после доставки из Пятигорского городского суда, его поместили в ненатопленное бетонное помещение бани СИЗО, в котором продержали до следующего дня. Не выдержав сильной усталости, Степаненко был вынужден уснуть на холодном бетоне. Утром 14 декабря 2006 г., Антона Степаненко поместили в так называемый "бокс № 8" следственного изолятора, специальное помещение шириной в 1 метр и глубиной в 80 сантиметров, спланированное так, чтобы взрослый человек не мог в нем лечь или сесть и распрямить ноги. В боксе № 8 Степаненко продержали до тех пор, пока не убедились в том, что все его тело затекло и он не в состоянии передвигать ноги. После этого, его отвезли на заседание суда.
В зале судебного заседания состояние здоровья Степаненко резко ухудшилось, и он едва мог говорить.
Председательствующий на процессе судья Пятигорского городского суда А. Маслов не счел возможным отреагировать на заявление Степаненко о произведенных физических издевательствах, и отказался приобщить его к материалам дела. Только после вмешательства адвокатов, заявление удалось передать в канцелярию суда, но это еще не означает, что судья Маслов усмотрит нужным приобщить его".
26 декабря состоялось очередное заседание суда. Защита добилась исключения 79 вещественных доказательств как необоснованных (исключены компьютерные диски, аудиокассеты, книги, изъятые в мечети и на квартирах у мусульман). Кроме того, защита заявила отвод председательствующему на процессе судье А.Маслову в связи с допускаемыми им многочисленными нарушениями норм процессуального законодательства. Судья отвод рассмотрел, но не принял. Ранее на действия судьи Маслова были поданы жалобы в Высшую квалификационную коллегию судей России, Председателю Верховного Суда РФ, в квалификационную коллегию судей Ставропольского края.
По сообщению проекта "Ковчег", "в ходе состоявшегося слушания, защитой были представлены доказательства, подтверждающее незаконность проведенной Институтом этнологии и антропологии РАН им. Н.Н Миклухо-Маклая экспертизы, которая является главным доказательством в обвинении Степаненко в распространении ваххабизма и разжигании религиозной розни. Было установлено, что институт не является государственным экспертным учреждением и проводить экспертизу права не имел.
По обращению адвоката Сергея Сычёва, депутатом Государственной Думы Российской Федерации Шамилем Султановым направлен запрос в Генеральную прокуратуру РФ с требованием провести проверку по факту фальсификации доказательства Институтом этнологии и антропологии РАН".
16 января 2007 г. перед началом заседания, как сообщил Проект "Ковчег", конвоир избил защитника имама, а также второго обвиняемого Андрея Грудина:
"Андрей Грудин, русский, 1984 г.р., уроженец г. Железноводска Ставропольского Края, мусульманин, прихожанин Антона Степаненко, его близкий друг и подвижник. Активно участвовал в создании мусульманской общины. Обвинен в том, что по указанию Степаненко похищал Мартынова, Панасюка и Каратаева.
В 10.45 местного времени, перед началом судебного заседания, общественный защитник Магомед Газиев подошел к находящемуся в "клетке" Антону Степаненко для обсуждения вопросов защиты. Присутствовавший в зале суда сотрудник конвойного подразделения Изолятора временного содержания Управления Внутренних Дел г. Пятигорска Степан Боднев начал в грубой форме требовать, чтобы защитник прекратил консультировать Степаненко. Газиев представился Бодневу как общественный защитник, но это Боднева не остановило. Адвокат Светлана Авджаева и серкретарь суда разъяснили Бодневу, что Газиев является общественным защитником и имеет право общаться с обвиняемым, но невзирая на это, Боднев, захватив ссзади за шею, начал оттаскивать Газиева от "клетки".
Опасаясь за здоровье и жизнь Газиева, мать другого обвиняемого, исламского активиста Андрея Грудина обратилась к Бодневу с просьбой прекратить насильственные действия, на что Боднев ответил грубими и циничными выпадами в ее адрес. Оскорбленный таким отношением к своей матери, Грудин начал требовать от Боднева соблюдения порядка и извинений. В ответ на это Боднев несколько раз ударил Андрея Грудина, в
том числе разбив его лицо.
Затем сотрудники милиции заковали Грудина в наручники и нанеся ему еще несколько ударов отвели в конвойное помещение. Сразу после начала этого инцидента, участвующий в заседании государственный обвинитель Игнатиади вызвал сотрудников прокуратуры, заявив, что имело место сопротивление работникам милиции.
Избитый Андрей Грудин тем не менее участвовал в судебном заседании, а в перерыве, с адвокатом Светланой Авджаевой направился для освидетельствования побоев в Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Пятигорска. Дежурный врач, заявив, что он уже осведомлен о происшедшем, и что "вы сами этот скандал устроили" освидетельствовать Грудина отказался, сославшись на окончание приемных часов".
17 января Ислам.Ру со ссылкой на руководителя Проекта "Ковчег" Рихарда Пантелейчука сообщил о госпитализации избитого Андрея Грудина.
"Тем временем, - отмечается в сообщении сайта, - адвокат Грудина Светлана Авджаева подала в Прокуратуру г. Пятигорска заявление о привлечении сотрудника конвойного подразделения Изолятора временного содержания УВД г. Пятигорска Степана Боднева к уголовной ответственности по ст.286 УК РФ ("превышение должностных полномочий"). Общественный защитник Магомед Газиев подал аналогичное заявление о привлечении Боднева к уголовной ответственности по ст. 286 и ст. 296 УК РФ ("угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования")".
5 марта возобновились слушания по делу А.Степаненко. Адвокат С.Авджаева сообщила, что процесс проходит с нарушениями исследования доказательств. "В предыдущем судебном заседании во время представления доказательств стороной защиты председательствующий в процессе судья Анатолий Маслов принял ходатайство прокурора об оглашении письменных доказательств обвинения, несмотря на возражения защиты. И это несмотря на уже поданные нами жалобы в отношении судьи: 3 в квалификационную коллегию судей, 1 в Высшую квалификационную коллегию судей", - сказала адвокат.
По словам С.Авджаевой, второй обвиняемый А.Грудин был выписан из больницы, хотя нуждался в более длительном лечении: "У нас есть основания предполагать, что на врача больницы было оказано давление и А.Грудин был выписан из стационара".
28 марта состоялось очередное заседание суда. В ходе прений сторон помощник председателя Пятигорского городского суда Астемир Подлужный потребовал приговорить А.Степаненко к двум годам лишения свободы, а А.Грудина - к пяти.
Продолжились слушания по делу Антона Степаненко // Проект "Ковчег". 2006. 4 декабря.
Последний "потерпевший" по делу Антона Степаненко признался в оговоре // Там же. 11 декабря.
Постоянные избиения и издевательства подорвали здоровье Антона Степаненко // Там же. 21 декабря.
26 декабря 2006 г. в Пятигорском городском суде продолжилось слушание по
делу Антона Степаненко // Там же. 29 декабря.
Конвоир избил защитника Антона Степаненко и второго обвиняемого Андрея Грудина // Там же. 2007. 16 января.
ДОКУМЕНТ: Жалоба адвоката Сычёва С.А. на действия федерального судьи Пятигорского городского суда Маслова А.Г. в связи с процессом по делу имама Антона Степаненко // Портал-Кредо.ру. 2006. 29 декабря.
"Оборотни в погонах" против всего мусульманского "официального духовенства" России // Ислам.ру. 2007. Январь. ("...К процессу по "делу Степаненко" был привлечен еще один русский мусульманин, Олег (Али) Крикунов. Этот студент-филолог из Железноводска сейчас также находится под следствием. Парня принуждали дать показания против Антона, однако тот был непреклонен и делать это наотрез отказался".)
Адиуллин Р. Фемида с антигосударственным лицом // IslamNews. 2007. 24 января.