27 декабря 2018 года Верховный суд РФ утвердил приговор Московского окружного военного суда, вынесенный в июле в Петербурге по делу восьмерых мусульман, обвинявшихся в членстве в радикальной исламской партии "Хизб ут-Тахрир" (ч. 2 ст. 205.5 УК), признанной в России террористической организацией.
Напомним, россияне Азиз Юсуфов и Магомед Ахимов получили по 5 лет лишения свободы в колонии общего режима, Максим Цветков, Ислам Ахмедов, Эльдар Мамедов – по 5,5 лет, граждане Таджикистана Фарход Нурматов и Мирзобарот Мирзошарипов – 6 лет, а гражданин России Артур Ахмедов по ст. 205.5 УК в редакции 2016 года был приговорен к 10,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Все подсудимые, кроме Мирзошарипова, признали вину.
Кроме того, все они были признаны виновными по ч. 2 ст. 282.2 УК в редакции 2011 года (участие в деятельности экстремистской организации) и освобождены от уплаты штрафов в размере 30 тыс. рублей в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности по этой статье.
По версии следствия, которую принял суд, после ликвидации в 2013 году петербургской ячейки запрещенной партии "Хизб ут-Тахрир" осужденные продолжили ее работу, собирая средства на ее существование, изучая литературу партии, поддерживая видеоканал ячейки и вербуя новых участников. Цветков, Юсуфов, Ахмедовы и Мамедов были задержаны и арестованы в ноябре 2016 года, Нурматов – в январе 2017 года, Ахимов и Мирзошарипов – в июне 2017 года. Нурматов был ранее судим за участие в деятельности "Хизб ут-Тахрир" в Таджикистане, но был амнистирован и приехал в Россию, где продолжил партийную деятельность, а Мирзошарипов на родине отбыл 13-летний срок за причастность к террористической деятельности, после чего, уже будучи в России, долгое время находился в федеральном розыске. Главой ячейки, как считают в правоохранительных органах, был Владимир Шмотов, который в марте 2018 года был приговорен к восьми годам колонии строгого режима.
За причастность к деятельности партии "Хизб ут-Тахрир" в Петербурге в последние годы были также осуждены Роман Иванов, Сергей Яблоков, Гапур Магомедов, Махамадимин Салиев, Карим Ибрагимов, Эльдар Рамазанов и Ильяс Кагиров, Дмитрий Михайлов, Иса Рагимов и Алла Беспалова.
На наш взгляд, оснований для запрета "Хизб ут-Тахрир" в России как террористической организации не было, поскольку она не практиковала и не пропагандировала насилия. Обвинение членов "Хизб ут-Тахрир" в пропаганде терроризма только на основе партийной активности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) и преследование их по антитеррористическим статьям мы считаем неправомерным.