21 июня 2022 года Набережночелнинский городской суд принял решение оставить без рассмотрения иск республиканской прокуратуры о признании экстремистскими 47 наименований книг турецкого богослова Саида Нурси, серий его трудов, представленных несколькими книгами, и изданий о его учении.
Ранее, в ноябре 2021 года, суд направил издания на экспертизу. Информации о том, к каким выводам пришли эксперты и осуществили ли они перевод изданных на старотурецком языке книг, у нас, к сожалению, нет. По словам адвоката Руслана Нагиева, решение об оставлении иска без рассмотрения было принято в том числе в связи с аргументом ответчиков о том, что большинство книг, запрета которых добивалась прокуратура, было издано на языке, которым суд не владеет.
В апреле 2021 года этот же суд в ином составе вынес решение о признании этих же изданий экстремистскими по иску прокуратуры. Запрет затронул 163 издания: множество книг исламского богослова Саида Нурси на турецком (османском) языке, четыре наименования книг его авторства на татарском языке и два – на русском, книге Мэри Велд (Шукран Вахиде) "Ислам в современной Турции" на русском, а также книги на турецком "Аяты и хадисы в «Рисале-и Нур»" Кенана Демирташа и "Избранные хадисы из Кутуб ас-Cитта" Джемаля Ушшака (был назван в иске Кемалем Уссаком). Прокурор просил признать их экстремистскими материалами, за исключением сур, аятов и цитат из Корана. Эксперты сочли, что исследованные книги либо представляют собой "идеологические источники религиозного экстремистского объединения «Нурджулар»", либо содержат такие источники и "фрагменты" из них; эксперты также указали на тождественность ряда изданий материалам, ранее признанным в России экстремистскими.
Во время слушаний о запрете книг в качестве административных ответчиков к рассмотрению дела были привлечены Накия Шарифуллина (на тот момент обвиняемая в организации деятельности экстремистской организации "Нурджулар" (ч. 1 ст. 282.2 УК)) и еще семь жительниц Набережных Челнов, у которых были найдены печатные издания в рамках расследования уголовного дела. В сентябре 2021 года Набережночелнинский городской суд приговорил Шарифуллину к двум годам лишения свободы условно за изучение книг Нурси. В декабре ВС Татарстана утвердил этот приговор.
В июле ВС Татарстана отменил решение о запрете изданий, указав, среди прочего, что суд рассматривал вопрос о запрете книг на турецком языке при отсутствии их перевода, то есть не имея возможности ознакомиться с их содержанием.
Напомним, мы считаем запрет трудов Саида Нурси неправомерным. В целом, его взгляды можно отнести к умеренному течению в исламе, а его труды были направлены на то, чтобы убедить просвещенную часть турецкого общества вернуться к религии. Книги Нурси, безусловно, содержат рассуждения о преимуществах ислама перед другими религиями и философскими системами, но, насколько нам известно, в них нет агрессивных призывов или попыток побудить читателей к насилию. Утверждения об истинности одной религии и ложности прочих, с нашей точки зрения, не могут служить основанием для запрета религиозной литературы. Тем более недопустим запрет целого перечня книг только на том основании, что они связаны с учением Саида Нурси. Мы сомневаемся и в оправданности запрета книги Мэри Велд, почитательницы и исследовательницы наследия Саида Нурси, "Ислам в современной Турции", которая представляет собой биографию богослова, а также претензий к исследованию "Рисале-и Нур" Кенана Демирташа.
Отметим, что неправомерным мы считаем и запрет объединения "Нурджулар" как экстремистской организации; мы полагаем, что такого объединения не существовало вовсе.