18 февраля Общество мусульман города Вологды объявило о поддержке инициативы Духовного управления мусульман республики Карелия по созданию так называемого "черного списка" лиц, активно противодействующих деятельности мусульманских общин в стране. Предположительно, большинство из них должны составить российские чиновники. Этот список планируется разместить на одном из российских мусульманских сайтов.
"Создание такого банка данных мы считаем очень важной и своевременной мерой, способной остудить пыл тех политиков и чиновников, которые зарабатывают свой политический капитал, стравливая людей по национальному или религиозному признаку. Страна должна знать своих "героев", поэтому мы обращаемся и к другим мусульманским общинам России с просьбой поддержать нашу совместную инициативу", - объяснили свою позицию в пресс-службе Вологодской мечети.
В Петрозаводске список возглавил депутат городского законодательного собрания Дмитрий Шеремет, который еще в 2000 г. собирал подписи против строительства мечети в этом городе.
Мусульмане Вологды на первое место в своем списке поставили главного судебного пристава Вологодской области Владимира Корнеева, необоснованно преследующего, по их мнению, представителя Равиля Гайнутдина в регионе. Кроме того, в список внесены чиновники, требующие сноса мечети в Вологде - первый заместитель губернатора области Иван Поздняков, помощник губернатора Владимир Касьянов, советник по социальным вопросам Надежда Дойникова и другие.
Представители Вологодской мечети полагают, что создание такого банка данных поможет "остудить пыл тех политиков и чиновников, которые зарабатывают свой политический капитал, стравливая людей по национальному или религиозному признаку".
У попавших в список такая оценка их деятельности вызывает недоумение. Так, руководитель карельского объединения "Яблоко" Александр Чаженгин, причисленный к "преследователям мусульман" сообщил, что его отказ содействовать строительству мечети был вызван "не конфессиональной принадлежностью храма, а личностями людей, которые предлагали его строить: у некоторых из них не было российского гражданства".
Муфтий Духовного управления мусульман Карелии Висам Али Бардвил полагает, что данные списки - не более чем способ сообщить единоверцам, "кто эти люди": "Мы не призываем их как-то наказывать или применять насилие, просто для нас важно, чтобы люди знали, когда к ним приходит депутат или журналист, чего от него ожидать".
Не все представители мусульман одобряют подобный подход. По мнению Талгата Таджуддина, это не приведет ни к чему хорошему: "Если есть какой-то бюрократический конфликт, то, в первую очередь, нужно спросить самих членов общины, может быть, они сами провинились. Противопоставлять себя обществу - это неправильно, это не позиция мусульманина".
В прокуратуре Карелии считают, что существование списков "врагов ислама" "вряд ли можно назвать проявлениями экстремизма", но обещают "поинтересоваться деятельностью" опубликовавшей их республиканской газеты "Прямой путь".
21 февраля, выступая в эфире "Эха Москвы", председатель Духовного Управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов назвал слухи о существовании подобных списков "очередной уткой", направленной "на дестабилизацию внутрироссийского сообщества". Муфтий выразил надежду, что "и мусульмане, и христиане, и другие народы РФ не поддаются таким провокациям". При этом Н.Аширов полагает, что общество имеет право знать, если кто-то из политиков действительно ведет антиисламскую пропаганду, хотя это и не значит, что их нужно за это наказывать".
В тот же день с заявлением, посвященным "черным спискам" выступил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. В нем он не отрицает существования подобных списков, однако считает, что они "получили распространение вследствие недальновидных шагов отдельных мусульман", которые предпочитают апеллировать к общественному мнению, вместо того, чтобы налаживать более тесное сотрудничество с местными властями и прессой. В заявлении выражается недоумение по поводу того, что столь серьезные шаги не согласовываются представителями мусульманских общин с вышестоящими инстанциями.
Вместе с тем, в заявлении отмечается, что информация о создании подобных списков была частично искажена на сайте "Ислам.Ру", что предало ей карательный характер, хотя на самом деле это всего лишь информационный документ.
Одновременно Р.Гайнутдин выразил твердое убеждение, что все спорные вопросы между представителями властей и мусульманскими общинами должны решаться исключительно в рамках законодательства России.
3 марта глава мусульманской общины Карелии Висам Бардвиль опроверг сам факт своего интервью по поводу "черных списков" и распространил в связи с этим Заявление от имени ДУМ Карелии, в котором, в частности, говорится: яДуховное Управление мусульман Республики Карелия официально заявляет, что нами никаких "черных списков" не составлялось и не составляется, Председатель ДУМ РК не давал интервью газете "Известия", поскольку находился в хаджея. Кроме того, в Заявлении говорится о налаживании позитивного диалога мусульманской общины Петрозаводска с администрацией, общественными деятелями и СМИ города.яЧто же касается интервью газете яИзвестияя,- это вымысел журналистов издания. Ни по телефону, никакими другими способами с "Известиями" по данному поводу контактов не былоя, заявил председатель ДУМ РК.
12 марта муфтий Равиль Гайнутдин вновь опроверг сообщения о существовании ячерных списковя. Он подчеркнул, что обращение муфтия Карелии к руководству республики было вызвано тем, что мусульманам, чтобы не допустить сноса мечети в Вологде пришлось дойти до арбитражного суда. По мнению Р.Гайнутдина, янекоторые СМИ "переборщили", выдав это за составление неких "черных списков" врагов исламая. Председатель совета муфтиев призвал прекратить попытки ядестабилизировать обстановку и столкнуть две традиционные религии России - православие и исламя.