В Левобережном мировом суде Липецка началось слушание дела членов организации "Православная церковь Божьей Матери Державная" ("Богородичный центр"), задержанных в декабре 2006 года во время проведения выставки "Соловки - вторая Голгофа". Их обвиняют в нарушении ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях.
25 января судья мирового суда Нефедова заслушала обвинительное заключение, подготовленное Левобережной прокуратурой. По просьбе ответчиков, попросивших время для ознакомления с материалами дела, процесс был перенесен на 31 января.
Областной экспертный совет по запросу прокуратуры Левобережного района Липецка 19 декабря 2006 года провел религиоведческую экспертизу текстов шести печатных изданий и шести видеофильмов, изъятых у членов "Богородичного центра" во время задержания. Эксперты пришли к выводу, что в изъятых материалах используются элементы нейролингвистического программирования, что позволяет манипулировать сознанием. Кроме того, говорится в заключении, в материалах "Богородичного центра" "открыто пропагандируется непримиримая ненависть к Московской Патриархии, допускаются многочисленные спекуляции на исторических фактах из ее прошлого, их произвольное искажение".
Заключение скреплено не печатью управления федеральной регистрационной службы по Липецкой области, а печатью прокуратуры Левобережного района. Credo.ru обращает внимание, что порядок проведения экспертизы регулируется соответствующим постановлением Правительства РФ: запрос о проведении экспертизы направляется только регистрирующим органом, и только в связи с решением вопроса о регистрации религиозной организации. В данном случае этот порядок был нарушен.
31 января 2007 г. свидетель по делу учительница Ольга Золотарева на заседании суда потребовала возбуждения уголовного дела, поскольку, по ее мнению, дети, "являются не свидетелями, а пострадавшими", а "прокуратура не до конца провела расследование этого случая".
Некоторые любопытные подробности инцидента, выяснившиеся в ходе судебного разбирательства, приводятся в статье Александра Дорохова, которая была опубликована на портале новостей в сфере религии RSNews.net:
"Все началось с того, что классный руководитель 10-б класса Ольга Золотарева, бывший посольский работник, привела по собственной инициативе детей на "Соловецкую" выставку, правда на год раньше, чем положено, т.к. согласно школьной программы, Соловки и ГУЛАГ были темой 11-го класса. Самой Золоторевой ничего не понятно было в экскурсии, и поскольку в помещении было душно, с ее же слов, у нее заболела голова. Дети разбрелись по залу, а некоторые стали выходить из помещения... Класс ведь был особенный: многие родители - влиятельные люди, работают в правоохранительных органах, журналисты, особо важные персоны... Просили же детей без родителей на выставку не пускать. Как выяснилось уже в суде, одна из девочек - Ксения Иванова, якобы, болевшая 7-9 декабря и не посещавшая школу, внезапно призналась, что к ним домой приезжали из ФСБ, и в школе сотрудники ФСБ допрашивали их с мамой и весь класс. После чего, 9 декабря, все те же сотрудники ФСБ приехали к Ивановым домой, и отвезли на машине ее и маму к помещению выставки, чтобы дочь "указала" на экскурсоводов. Остается только предполагать, чего же хотели от детей сотрудники ФСБ. Совпадение это или нет, но некоторые выставочные экспонаты нашумевшей выставки как раз раскрывали участие Сталинского КГБ в гибели сотен тысяч верующих в ГУЛАГе, отказавшихся пойти на сотрудничество с коммунистическими властями.
По этой или по другой причине, но, видимо, поняв собственную оплошность, а может и испугавшись проблем с местной епархией, "верующая" Ольга Золотарева, как она призналась в суде, начала звонить во все колокола. Позвонила по всем инстанциям, не забыв при этом упомянуть, что какая-то девочка выбросилась с 16-го этажа и связав этот случай напрямую с выставкой. Уже на допросе она призналась, что фильм о "черных" лебедях, на который ссылались СМИ, не смотрела, а про девочку, которая выбросилась сказала случайно, дескать вырвалось... После чего выяснилось, что Золотаревой стало внезапно плохо и ее увезли на скорой в больницу.
На следующий день, после посещения детьми выставки, по некой команде "сверху" сотрудники ФСБ приходят в школу, и во время урока литературы 40 минут допрашивают несовершеннолетних подростков даже без присутствия родителей. <...> ...При проведении проверки следователем прокуратуры Загородневым было установлено, что на самом деле никто из школьников после посещения выставки не был болен, ни от кого из них или их родителей заявлений об ухудшении состояния здоровья не поступало. Именно этот факт послужил поводом в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 25 декабря, которого требовала местная прокуратура опять же по таинственному указу ФСБ. Однако, остановиться уже, видимо, не могли - иначе как оправдать многочисленные усилия затраченные на раскручивание механизма подавления "богородичников", перешедших кому-то дорогу? А между тем, начиная с 7 декабря ФСБ устанавливает наблюдение за выставкой с помощью скрытой видеосъемки, и как завершение - "захват" в традиции лучших американских боевиков. <...>
Увы, "сенсационные признания классного руководителя Ольги Золотаревой", которых так ждали представители СМИ, в заседании суда не состоялись. <...> Но интересно то, что к концу второго дня судебного разбирательства, когда зал опустел от репортеров, в помещении неизменно оставался мужчина с фотоаппаратом и диктофоном, сидевший преимущественно в клетке для арестованных, т.к. места в зале было слишком мало. Можно предположить, что этот человек - сотрудник Липецкого ФСБ, и он же одновременно журналист Сергей Ракитин - автор клеветнической статьи в Липецке против "богородичников". Далее выяснилось, что опять же он ранее приходил на выставку "Соловки - вторая Голгофа", только уже под видом учителя истории по имени Геннадий, интересовался вероучением Богородичной церкви, после чего обещал вместе с другом придти 9 декабря на встречу с о. Афанасием. Обещание свое липецкий псевдожурналист действительно сдержал, приведя множество "друзей", вооруженных дубинками, касками и бронежилетами.
Наверное не случайно при захвате мирных граждан - организаторов выставки о Соловках присутствовал и воинственный клерикал - местный священнослужитель Алексей, проходивший по делу как свидетель Алексей Диогенов. Не представившись, видимо из скромности, назвался простым посетителем. Он тоже пришел на выставку с проверкой... только уже от лица священнослужителей Московской Патриархии. Больше всего священника Алексея Диогенова, согласно его показаниям в суде, возмущало именно то, что выставка проводилась без благословения Московской Патриархии. <...> Некий Антон Серафимович, друг о. Алексея, представившийся журналистом газеты "Экклезиаст", в начале выставки даже сфотографировал необходимые экспонаты, которые затем о.Алексей и принес в зал судебного заседания. В момент незаконного "штурма" беззащитных организаторов выставки и ее посетителей, через сотрудников милиции стало известно о том, что "руководил" операцией как раз тот самый Алексей Диогенов - священнослужитель местной епархии. Сотрудники спецназа то и дело общались с ним по рации и получали указания, что и как делать. Тогда сконфуженные посетители услышали из рации: "о. Алексей на проверку прибыл...". Поскольку несколько дней до "штурма" этот же священнослужитель мешал проводить выставку, а приходивших школьников прогонял на дискотеку, устроителям выставки пришлось вызвать милицию, которая и усмерила ревнителя "отеческих преданий". Но похоже, горечь обиды "больше, нежели снести можно" нашему герою. Продумав в воспаленном уме план действий, он, видимо, не забыл и про заботу "о малых сиих". Дети в его новом ПИАР-сюжете сыграли главную роль".