1 марта информационный канал "Ислам.Ру" сообщил, что московская милиция уже в течение нескольких недель задерживает и обыскивает мусульман, выходящих после пятничной молитвы из столичной Исторической мечети. "Сотрудники правоохранительных органов, ссылаясь на "распоряжение сверху", задерживают всех мужчин, независимо от национальной принадлежности и наличия соответствующих документов, - сообщает канал. - Они требуют сообщить в камеру свои фамилию, имя, данные о месте рождения, жительства, работы и пр. и вынуждают провести остаток дня, стоя в коридорах милицейских учреждений, где устанавливаемая личность задержанного заносится в "базу данных мусульман", несмотря на наличие регистрации и всех необходимых документов. Многим из задержанных предлагается сотрудничество с соответствующими органами.
По сообщениям потерпевших от произвола сотрудников московской милиции, помимо прочих, задерживались и мусульмане с московской пропиской, и мусульмане русской национальности. Несмотря на установленный законом порядок, согласно которому задержание лица, совершившего административное нарушение, может длиться не более трех часов, многие мусульмане, нарушения которых заключалось, по-видимому, в том, что они вышли из мечети, были вынуждены находиться в милиции более пяти часов".
По информации "Ислам.Ру", обыски и задержания проводились также и в Соборной мечети, и в Мемориальной мечети столицы.
"Новая газета", сообщая об этих событиях, приводи слова отказавшегося назвать свое имя сотрудника отдела по борьбе с организованной преступностью УВД Центрального АО: "Это задержание прошло в рамках операции "Вихрь-антитеррор". Цель — борьба с организованной преступностью. Подписывать договор о сотрудничестве мы от задержанных не требовали. Мы требовали только подробного отчета, что они делают в Москве. В целом могу сказать: чего мы хотели добиться, того добились".
Между тем, как сообщил сайт "Седмица.ru" со ссылкой на "Интерфакс", заместитель министра внутренних дел РФ Сергей Щадрин заявил, что ничего не знает о случившемся. "О случаях какой-либо проверки документов в мечетях мне ничего неизвестно", - сказал он на встрече с журналистами 3 марта. Однако при этом добавил: "Если у нас есть информация о том, что среди этих лиц есть кто-то, находящийся в розыске, или в мечети обнаружен склад оружия, или запрещенной литературы, то подобные проверки могут проводиться. И не только в мечетях, но и в любых других помещениях".
Сайт "Полит.Ру" со ссылкой на "Эхо Москвы" сообщил 3 марта о том, что правозащитная организация "Гражданское содействие" намеревается обратиться в суд в связи с тотальными проверками мусульман в московских мечетях.
Также 3 марта начальник ЦОС ФСБ РФ полковник Сергей Игнатченко в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС сделал заявление по поводу появившихся в СМИ сообщениях о тотальных проверках мусульман в московских мечетях: "Такие сообщения мы расцениваем не иначе как провокацию, направленную на дестабилизацию межнациональных и межконфессиональных отношений внутри страны, никаких так называемых зачисток мечетей или других религиозных учреждений не было." При этом С. Игнатченко подчеркнул: "По необходимости мы проверяем все - метро, магазины, театры, любые общественные объекты, учреждения и места массового скопления людей. В любом случае эта работа направлена на обеспечение безопасности населения, и действия спецслужб здесь никак не связаны с вероисповеданием или национальностью проверяемых, поскольку это не только незаконно или неэтично, но и непрофессионально".
Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, выступая на очередном заседании Совета, подчеркнул, что милиция никак не согласовывала свои действия в отношении мусульман, пришедших 27 февраля в Историческую мечеть, с ДУМ Европейской части России.
3 марта с заявлением по поводу инцидента выступил Союз мусульманских журналистов. В документе, в частности, отмечается: "Как мусульманские журналисты, мы обращаем внимание руководства правоохранительных органов на то, что имамы мечетей, законопослушные верующие всегда будут готовы содействовать государству в охране жизни мирных людей. Однако оскорбление религиозных чувств молящихся, избирательность и бесцеремонность в отношении мусульман и их святынь, противоречит духу и букве российского законодательства. Милиция и ФСБ только выиграли бы от того, что были бы особо деликатными в отношении с верующими, понимающими, что силовики действуют в их интересах. Грубость и неуважение, наоборот, будут вызывать отторжение у населения.
Мы считаем, что руководство московской милиции должно дать оценку произошедшему 27 февраля в Исторической мечети г. Москвы и разъяснить своим сотрудникам и всем гражданам, как оно намерено защищать права граждан, не оскорбляя их религиозных чувств. Надеемся, что слова известной песни: "Моя милиция меня бережет", наполнятся реальным содержанием, и милиция действительно будет народной и уважаемой".
Служба "Би-би-си" привела комментарий сотрудника пресс-службы УВД Москвы Павла Климовского по поводу случившегося: "Это была обычная проверка документов, вызванная вчерашними терактами в Ираке. Мы будем проверять не только мусульман, но и православные храмы, и все остальные. Милиция будет периодически выявлять не имеющих регистрации на входе в храмы".
4 марта замминистра внутренних дел РФ Александр Чекалин прокомментировал журналистам сообщения СМИ по поводу инцидента в Исторической мечети. Он сказал: "Никакой команды на тотальную, повсеместную, полную проверку, в том числе в мечетях, не давалось, заверяю вас как один из руководителей министерства". "Не надо путать терроризм с верой и сталкивать правоохранительные органы с уважаемыми людьми", - добавил А. Чекалин. При этом он не исключил, что проверки могли проводиться и в мечетях, потому что после взрыва в московском метро "проверки шли везде": "Мы проверяли рынки, гостиницы, вокзалы, другие места массового скопления приезжих. Не исключено, что проверки были и в мечетях".
В ходе этой же пресс-конференции начальник Главного управления уголовного розыска МВД РФ Владимир Гордиенко прокомментировал сведения о 80 задержанных в ходе проверки. Подчеркнув, что "речь идет именно о задержании, а не об аресте", он сказал: "Я мало информирован об этом инциденте, но если люди были доставлены в отделение, то к этому были определенные основания. Это не противоречит законодательству". "Сотрудникам правоохранительных органов даны права и даны соответствующие механизмы их реализации, заявил В. Гордиенко. - Сейчас, когда угроза совершения взрывов и терактов высока, такие проверки оправданны".
4 марта в Саратове был создан Оргкомитет по сбору подписей против действий правоохранительных органов г. Москвы, "устроивших облаву на верующих людей во время праздничной пятничной молитвы у Исторической и Мемориальной мечетей столицы в феврале с.г.". См. текст Заявления Духовного управления мусульман Поволжья.
Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин задержание мусульман в Исторической мечети Москвы назвал "провокацией, направленной против мусульман в преддверии выборов президента России".
5 марта, комментируя проведение проверок в мечетях, начальник Главного управления обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД Николай Першуткин заявил, что "в целях предупреждения террористических и экстремистских акций была проведена работа по ряду религиозных объектов. Есть результаты, и эти результаты превзошли все ожидания": "в одной из мечетей, задержаны лица, причастные не непосредственно к терактам, но к соответствующему идеологическому настрою".
Свою обеспокоенность в связи со сложившейся ситуацией выразил в письме к главам ФСБ и МВД России муфтий Карелии Висам Али Бардвил. "Мы считаем, что такие действия в будущем могут иметь отрицательные влияние на государственно-конфессиональную политику и стабильность в российском многонациональном обществе, а также дискредитируют правоохранительные органы в глазах мусульман", - сказано в письме. Муфтий также выразил надежду на то, что главы этих силовых ведомств будут содействовать "в пресечении таких проверок в будущем" и что удастся найти "более приемлемые способы проверки документов подозрительных и прочих лиц, не оскорбляющие чувства верующих".
Розыскные мероприятия: Облавы в российских мечетях могут осложнить конфессиональные отношения в стране... если мусульмане и государство этого захотят // Портал-Credo.ru. 2004. 3 марта.
Мусульманская служба опасна и трудна: Сыщики искали террористов на молитве // Там же. 4 марта. (Статья А. Сальникова и М. Мурадова из "Коммерсанта".)
Скробот А. В московских мечетях ищут террористов: Приказа о предвыборном "усилении" еще нет, а облавы уже начались. Усилились слухи об "актах мести" // Независимая газета. 2004. 4 марта.
Протоиерей Михаил Ардов на страницах "Новых известий" обратил внимание, что в мечети, православные храмы и костелы приходят "люди разные, и не всегда идеально и кристально честные, не всегда лучшие из нас". Если в православных храмах пожертвования "солнцевской братвы" - явление не исключительное, можно предположить, что и в мечетях нередко бывают представители криминального мира. И обязанность священноначалия, по мнению М.Ардова, "воспитывать священников таким образом, чтобы они не привечали преступников, чтобы храмы не становились местом отмывания грязных денег. То же самое, естественно, можно предъявить и имамам, муфтиям мусульман". Священник напомнил, что в составе совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ мусульман представляют муфтии Равиль Гайнутдин и Талгат Таджуддин: "Вот эти люди должны отвечать перед государством, а не только лично перед президентом за то, чтобы в мечети было все благопристойно и чтобы люди с экстремистскими взглядами и преступными замыслами не могли там находить себе пристанище или покровителей".
Кредо.ру в своем комментарии отмечает, что Соборная мечеть, куда приезжают представители аккредитованного в Москве дипломатического корпуса исламских стран, избежала облав. Очевидно, проводившие облавы надеялись таким образом избежать ненужной огласки.
Авторы Портала обращают внимание, что хотя официально ислам и признается в России "традиционной" религией, фактически властные структуры признают таковой только православие, о чем свидетельствует, в частности, постное меню кремлевских столовых, не предлагающих, например, халяльные продукты. Теперь мусульмане не могут чувствовать себя спокойно даже в немногочисленных московских мечетях.
По законам "антитеррористического" времени... // Ислам.Ру. 2004. 5 марта. (Автор статьи отмечает некорректность использованного начальником ГУООП МВД Н. Першуткиным выражения "террористический идеологический настрой" (ТИН). "В общем, - говорится в статье, - сегодня речь уже не идет о том, что термины типа ТИН не имеют никакого юридического значения и противоречат всем мыслимым правовым нормам и документам, принятыми нашей страной, от презумпции невиновности до Конституции РФ. Российское общество буквально под ручки ведут к тому, чтобы на американский манер вывести "борьбу с терроризмом" за юридические рамки и отменить действие конституционных принципов на тех, кто будет назван носителем ТИН.
Иными словами, поделить жителей страны на две категории: те, кого будут судить по обычным законам, и носителей ТИН, с которыми будут разбираться по законам "антитеррористического" времени...")
В интервью "Коммерсанту" один из задержанных в московской Исторической мечети сообщил, что с теми, кто отказывался давать показания, сотрудники милиции "обращались довольно грубо". Имам-хатыб московской Исторической мечети уверен, что "это была обыкновенная провокация перед выборами, чтобы настроить людей против мусульман".
Прихожанин Исторической мечети Москвы, адвокат ШАМСУДДИН ЦАКАЕВ: "Я утверждаю, что в московской Исторической мечети радикально настроенных мусульман мало" // Портал-Кредо.ру. 2004. 10 марта.
Александр Солдатов. "ВИХРЬ - АНТИДЖИХАД". "Тонкий расчет спецслужб" загоняет московских мусульман в подполье// Портал-Кредо.ру. 2004. 12 марта.
Плиева Н. "ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ" // Новая газета. 2004. 11 марта.