Совет муфтиев России распространил заявление от 28 декабря 2004 г. о ситуации в Омске, где житель города был обвинен по ст. 282 УК РФ в связи с распространением экстремистской литературы.
Совет муфтиев считает некорректным и неправомерным использование государственными органами "таких словосочетаний, как "призывы в скрытой форме", "косвенное способствование возбуждению вражды" и т.п. Они напоминают словосочетание "потенциальный преступник". Человек может нести ответственность за фактически совершенные им действия, включая выявленные призывы или побуждения к нарушению закона, но никаких призывов в "скрытой форме" быть не может: либо они выявлены и наличествуют в явной форме, либо их нет.
Экспертное заключение, использовавшееся правоохранительными органами, фактически побуждает следствие "осудить ислам как религию", т.к. усматривает в изъятой литературе превосходство своей религии над другими. "Однако, - сказано в заявлении, - при таком подходе можно в принципе любую религиозную проповедь со стороны любой религии квалифицировать как нарушение 282 статьи УК РФ (в советское время так и делалось - разрешался только культ, проповедь запрещалась)".
Члены Совета муфтиев обращают внимание на то, что изъятые книги Бадиуззамана Саида Нурси не запрещены судом и изданы легально. Эксперты, анализировавшие эти книги, расходятся во мнении, однако следствие предпочло опираться на то экспертное заключение, где говорится о наличии в изъятой литературе призывов к противозаконным действиям. Между тем, отмечается в заявлении, привлеченный эксперт не является специалистом в данной области. Заключение же "профильного" эксперта, не усмотревшего признаков экстремизма в книгах Нурси, правоохранительными органами было проигнорировано.
Кроме того, в постановлении о привлечении Д.Исабаева к уголовной ответственности говорилось об изъятии "брошюр... с признаками экстремистского содержания" за неделю до того, как было получено экспертное заключение. "К сожалению, - констатируют авторы заявления, - складывается впечатление, что сначала был задержан невиновный человек, а затем задним числом у непрофильных экспертов запрашивалось тенденциозное заключение, так как профильные эксперты не установили вины автора".
Члены Совета муфтиев считают возбуждение уголовного дела против Д.Исабаева ошибочным.