6 июня 2017 года сотрудники ФСБ провели обыски в помещении Саентологической церкви Санкт-Петербурга и жилищах некоторых верующих. Обыск проводился по ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 282 (возбуждение ненависти) и ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) УК РФ.
По версии следствия, Саентологическая церковь занималась теневым предпринимательством, продавая своим последователям просветительские программы, которые не облагаются налогом.
Напомним, обыски по этому делу у петербургских и московских саентологов уже проводились раньше.
7 июня 2017 года Невский районный суд Петербурга начал избирать меры пресечения пятерым обвиняемым по делу. Первой была на два месяца арестована начальник службы собственной безопасности 38-летняя Анастасия Терентьева. 8 июня стали известны имена и других арестованных: это "духовный лидер" Иван Мацицкий, исполнительный директор организации Галина Шуринова, главбух Сахиб Алиев. 9 июня Констанция Есаулкова, заместитель Терентьевой, была отправлена под домашний арест.
Во время судебных заседаний по избранию мер пресечения следователь ФСБ заявлял, в частности, что саентологи создали экстремистское сообщество с целью унижения достоинства некоторых ее членов, объединенных в социальную группу "источники неприятностей" (очевидно, речь идет об используемой саентологами категории "потенциальные источники неприятностей"). В их отношении Мацицкий выпускал за своей подписью "этические приказы". Один из них запрещал провинившимся адептам участвовать в одитинге (духовная практика общения с саентологическим консультантом), другой, по данным СМИ, запрещал изучать определенные разделы философии. Кроме того, в суде звучало, что обвиняемые распространяли экстремистскую литературу и пропагандировали исключительность своей религии.
Мы склонны считать неправомерным преследование саентологов за экстремизм. Утверждение собственной исключительности свойственно любой религии, и преследование саентологов и запрет их литературы на этом основании несостоятельны. Выделение следствием части адептов саентологов, подвергающихся психологическому давлению, в социальную группу, защищаемую антиэкстремистским законодательством, представляется нам сомнительным. В самом деле, согласно концепции Рона Хаббарда, изложенной им в книге "Введение в саентологическую этику", ради благополучия большинства адептов саентологам не следует допускать до одитинга (особой саентологической практики) и обучения людей с установками некоторых типов, не стоит приближать их к себе; предпочтительно их игнорировать. Но большинство религий накладывает определенные ограничения на допуск к церковной жизни и обрядам, а совет кого-либо игнорировать нельзя рассматривать как призыв, направленный на возбуждение ненависти или унижение достоинства.