Дело против пастора Николая Романюка возбудили по ст. 280.4 УК.
18 октября 2024 года сотрудники правоохранительных органов задержали пастора церкви Святой Троицы христиан веры евангельской в Балашихе Николая Романюка. Против него возбудили уголовное дело по ст. 280.4 УК (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства). 20 октября суд поместил его в СИЗО.
Как сообщил пастор той же церкви Роман Жуков, обыски по этому делу прошли не только у Романюка, но и в жилищах еще нескольких служителей и прихожан, а также в доме молитвы в Балашихе. По словам Жукова, в ходе обысков в некоторых домах силовики выломали двери, а «мужчин положили на землю с руками за головой». Во время следственных действий изъяли технику и документы, в том числе загранпаспорта, а также банковские карты. Илью и Сергея Романюков силовики продержали на полу 12 часов, «полтора из которых в легкой домашней одежде, босиком на улице на земле», рассказал Жуков.
Поводом для уголовного преследования Николая Романюка стала антивоенная проповедь, которую он прочел 25 сентября 2022 года, вскоре после объявления «частичной мобилизации» в России. Пастор критиковал идею участия пятидесятников в боевых действиях: «в нашем вероучении было прописано, что мы пацифисты и не можем в этом участвовать», «это не наша война» — сказал он во время проповеди и сравнил выдачу повесток с предложением наркотиков или спиртного. Романюк заявил, что его церковь «не благословляет» тех, кто участвует в вооруженных действиях в Украине, даже если их мобилизовали насильно, однако за последних он будет молиться, чтобы «они были вызволены оттуда». Он также напомнил, что есть «законные способы» избежать участия в боевых действиях, и призвал беречь «своих мужей, своих сыновей, своих племянников, да и просто молодое поколение мужчин и женщин военнообязанных».
Мы считаем преследование Романюка по ст. 280.4 УК неправомерным. В проповеди пастор не призывал к совершению преступлений, направленных против безопасности государства — если даже трактовать его слова как прямой призыв не брать повестки, это не призыв к преступлению: неявка в военкомат по повестке о мобилизации образует состав административного правонарушения. Напомним также, что пастор критиковал идею участия единоверцев в боевых действиях, исходя из своих религиозных взглядов. Напомним, что Конституция обеспечивает гражданам России с пацифистскими убеждениями возможность прохождения альтернативной гражданской службы, это право, как подтвердил Верховный суд в решении по жалобе пятидесятника Павла Мушуманского, есть и у мобилизованных.