Прошло уже три года с момента закрытия по распоряжению городских властей старообрядческой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в Моршанске. Храм был построен в 1909-1913 гг., в советские времена в нем размещался винный магазин, а 28 октября 2002 г. Комитет по управлению имуществом администрации Тамбовской области передал здание в безвозмездное пользование старообрядческой общине. Однако это решение было вскоре отменено после обращения к властям жильцов расположенного рядом бывшего дома причта. Причем жильцов поддержал и глава администрации города. Сейчас здание занимает филиал Моршанского историко-художественного музея.
В статье "Церковь или музей?", опубликованной на сайте Самарское староверие, Всеволод Бобров отмечает, что жалобы авторов обращения на соседство со старообрядческим храмом необоснованны: "...кому-то в Моршанске пришлось не по вкусу возрождение старообрядческой церкви. Уже 10 декабря 2002 г. от имени жильцов бывшего дома причта было состряпано и подано властям ходатайство "о недопущении передачи культурно-исторического памятника религиозному объединению". Жильцов поддержал глава администрации Моршанска.
Поводом для закрытия храма жильцы называли то, что вход в Успенскую церковь возможен только через двор общего пользования. Жильцы почему-то решили, что староверы устроят во дворе автостоянку и кладбище. Кроме того, "отпевание умерших, венчание, крестины и крестные ходы будут нарушать права и законные интересы жильцов".
Однако говорить о нарушении своих прав должны были не жильцы, а староверы Моршанска. Когда их предки строили храмовый комплекс, то даже не могли подумать, что когда-нибудь в доме причта будут жить люди, не имеющие никакого отношения к старообрядчеству.
Жильцы выступили не только поборниками своих законных интересов, но и общественного порядка: "В районе уже имеются два религиозных объединения: Троицкий собор православных христиан и дом молитвы христиан-евангелистов. На небольшом расстоянии друг от друга располагается представительство различных вероисповеданий, что вызывает определенные опасения и недопустимость их соседства". Наверное, жильцы подумали, что представители трех различных конфессий будут по воскресным дням и большим праздникам устраивать кулачные бои "стенка на стенку" на улице Лотикова.
В ходатайстве жильцов есть строки, удивляющие своим субъективизмом. Жильцы почему-то увидели в старообрядцах "агрессивность и злобу". А свое ходатайство они завершили так: "Расположение в нашем дворе религиозного объединения с чуждой нам верой тревожит будущее наших детей, а самое главное их безопасность, здоровье и нравственное воспитание".
Читая такие строки, невольно вспоминаешь Уголовный Кодекс, статью 282 "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды". Она предполагает наказание за "действия, направленные на возбуждение религиозной вражды", а также за "пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии". Наверное, именно так можно квалифицировать ходатайство о закрытии храма "чуждой веры" по причине "агрессивности и злобы" его прихожан.
И не так ли можно квалифицировать поступок властей? Не смотря на просьбы верующих, они закрыли Успенскую церковь".
"Чтобы в дальнейшем исключить возможные конфликты староверов с жильцами соседнего дома власти должны принять единственно правильное решение - возвратить общине не только Успенский храм, но и дом причта, - считает В. Бобров. - В этом доме мог бы разместиться мужской монастырь, о создании которого так мечтал митрополит Андриан (Четвергов), покойный предстоятель Старообрядческой Церкви".