Новости по теме

В Лениногорске (Татарстан) мусульмане и городские власти делят здание мечети

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Газета "Вечерняя Казань" сообщает о конфликте между мусульманской общиной г. Лениногорска и местными властями из-за здания недавно построенной мечети. "Уже несколько месяцев, - пишет газета, - мусульмане Лениногорска, а также общественный совет имамов всего Татарстана пишут письма президенту, премьеру РТ, депутатам и прокурорам с просьбой разрешить затянувшийся конфликт между государством и религией в отдельно взятом городе. Верующие просят оградить их от произвола городских властей, передать здание мечети в безвозмездное пользование мусульманам и восстановить в должности имама-мухтасиба Лениногорска и Лениногорского района Равиля-хазрата Шакирова, который с недавних пор перестал быть главой местных мусульман". Издание цитирует ключевую фразу из этих писем, проясняющую суть конфликта: "Строительство новой мечети началось в октябре 2004 года за счет средств, выделенных Кабмином РТ, объединением "Татнефть", а также благодаря добровольным пожертвованиям населения. Официальное название работ - "Реконструкция национально-культурного центра в Лениногорске". Но ведь мечеть назвали НКЦ только для того, чтобы облегчить официальное финансирование..."

Как отмечает издание, "незадолго до открытия новой мечети туда назначили директором (в смысле не мечети, конечно, а НКЦ) сотрудницу горадминистрации, а у имама отобрали ключи. <...> В результате взаимных препирательств лениногорских администрации и духовенства учреждение "мечеть-НКЦ" стало функционировать попеременно: то откроют его, то закроют... Впрочем, вняв чаяниям верующих, в администрации все же пошли на некоторые уступки - заменили молодую женщину-директора НКЦ на пожилую, а впоследствии заменили женщин на мужчину".

"А меня городские власти решили заменить, как непослушного и неугодного, - заявил Равиль Шакиров "Вечерней Казани". - Возможно, главной причиной стал денежный вопрос. Знаю, что с подрядчиками администрация до сих пор не рассчиталась за строительство мечети, они сейчас судятся. Помню, как из администрации мне принесли на подпись смету на круглую сумму, которая якобы ушла на строительство, а я отказался подписывать... 20 сентября, когда я был в Казани, в одном из сельских клубов под руководством главы Садриева прошло экстренное тайное собрание по освобождению меня от должности мухтасиба города и района, хотя я был избран мухтасибом только в марте сроком на четыре года. А 6 октября, пока я был в Москве, в лениногорском ДК таким же образом вместо меня выбрали нового имама-хатыба Соборной мечети. Нагнали на эти выборы людей с предприятий, некоторые даже в мечети никогда не были".

Новым главой общины стал Малик-хазрат Ибрагимов. Ранее, пишет газета, он возглавлял "скандально известное челнинское медресе "Йолдыз", прогремевшее на всю Россию как кузница ваххабитских кадров и по этой причине закрытое..."

Глава Лениногорского района Исхак Садриев так прокомментировал сложившуюся ситуацию: "Построенное здание - это и НКЦ, и мечеть. В плане оно фигурирует как НКЦ, но в то же время является мечетью. Никаких пожертвований населения там не было, здание строили на средства республиканского и местного бюджетов. Проблемы с Равилем-хазратом у нас начались, когда мечеть уже построили. Дело в том, что у Шакирова нет достаточного религиозного образования, а статус Соборной мечети предполагает, чтобы там служили по-настоящему образованные люди. Я предлагал Шакирову, чтобы он оставался имамом, но взял себе молодых образованных помощников. Он наотрез отказался, сказал, ему никого не надо. И договор аренды отказался с нами подписывать, а ведь здание мечети числится на балансе отдела культуры, и нам нужно как-то оформить отношения. Шакирова возмутило, что мы назначили в НКЦ директора, но ведь это здание - целая махина, кто-то должен за него отвечать, следить там за порядком. Я думаю, Шакирову просто не понравилось, что придут люди со стороны и узнают о внутренней жизни мечети, видимо, все дело в финансах. Кстати, я не слышал, чтобы его когда-нибудь избирали мухтасибом Лениногорска, имамом он действительно был, а вот мухтасибом - не знаю. Теперь у нас все в порядке - есть законно избранный мухтасиб, новая мечеть прекрасно работает с новым имамом, старая пока закрыта на ремонт. Кстати, если бы Шакиров не отвергал любые наши предложения, мы бы, может, для него еще одну мечеть построили".