24-25 октября в Якутске прошла межрегиональная конференция "Основы духовной безопасности Дальневосточного региона", участники которой, в частности, констатировали"активизацию культурно-религиозной экспансии иностранных государств на Дальнем Востоке" и "негативное влияние различных деструктивных культов, сект, на физическое и духовно-нравственное здоровье жителей Дальнего Востока, ведущее к внутреннему разложению жителей" (см. итоговый документ конференции).
Это мероприятие вызвало озабоченность у лидеров протестантских церквей: ЦРО "Ассоциация церквей евангельских христиан", ЦРО "Совет церквей христиан веры евангельской", Церкви христиан адвентистов седьмого дня и регионального объединения Российской церкви христиан веры евангельской. 31 октября они направили в адрес президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова обращение следующего содержания:
"Уважаемый Вячеслав Анатольевич!
24-25 октября в г. Якутске состоялась межрегиональная конференция "Основы духовной безопасности Дальневосточного региона".
Согласно Итоговому документу, размещенному на официальном сайте Якутского епархиального управления, в одном случае данная конференция названа научно - практической, в другом - церковной научно - практической конференцией.
Присутствуя на данной конференции и выслушав доклады, которые были представлены, мы выражаем нашу обеспокоенность относительно следующих моментов:
1. Если конференция носила статус церковной и была инициирована Якутско - Ленской епархией РПЦ мы обеспокоены тем, что для ее проведения в такой большой мере был привлечен административный государственный аппарат. В то время как в ст.14 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается светским государством, и религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. Если конференция носила статус научно - практической, мы обеспокоены тем, что ситуация в Дальневосточном регионе освящалась в узком фокусе, только в контексте негативного влияния различных деструктивных культов и сект на физическое и духовно - нравственное здоровье жителей Дальнего Востока. При этом не прозвучало докладов, дающих анализ ситуации с юридически-правовой точки зрения.
3. Если конференция носила статус межрегиональной церковной научно - практической, мы обеспокоены тем, что на конференцию в качестве участников не были приглашены представители других религий и конфессий, деятельность которых также связана с Дальневосточным регионом и которые также обеспокоены духовным состоянием населения этого края.
4. Нас настораживает, что использование Конституционных прав и существующего законодательства гражданами РФ в вопросе свободы совести и вероисповедания трактуется как "обеспокоенность" некоторыми должностными лицами республики. Например, в докладах звучали слова: "Нас беспокоит, что на богослужебные собрания приходят дети", в то время как воспитание детей соответственно своим личным религиозным убеждениям законодательно разрешено. Или: "Вызывает беспокойство, что в поселке собирается группа верующих из 10 человек...", что является законным Конституционным правом граждан РФ. Или: "Миссия преследует геополитические цели - установление цивилизационного контроля в Якутии..." в то время как проповедь Евангелия (миссия) - это выполнение уставных целей религиозной организации.
Мы также выражаем нашу обеспокоенность относительно Итогового документа, принятого участниками конференции:
1. Мы обеспокоены тем, что и в названии конференции, и в ее Итоговом документе использованы слова "духовная безопасность" в политизированном смысле этого слова.
2. Мы обеспокоены тем, что присутствие иностранных миссионеров в Дальневосточном регионе расценивается как культурно-религиозная экспансия иностранными государствами, в то время как их пребывание на территории РФ осуществляется на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
3. Мы обеспокоены тем, что религиозные организации, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" на территории Дальневосточного региона, без всяких на то законных оснований причисляются к деструктивным сектам.
4. Мы обеспокоены тем, что участники конференции единодушно констатировали, что религия должна являться консолидирующей основой в жизни общества. Какое же место в свете этого заявления занимает Конституция РФ?
5. Мы обеспокоены тем, что предлагается введение в общеобразовательных школах в качестве факультативных занятий предмета "Основы Православной культуры", что противоречит принципу светского характера образования в государственных образовательных учреждениях, который является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования.
Считаем необходимым учитывать исторический опыт России конца XIX- начала XX веков, когда уже предпринималась попытка осуществления концепции "духовной безопасности" страны в союзе церкви и государства. Потерпев неудачу, она принесла целую полосу трагических последствий, как церкви, так и государству.
Считаем, что подобного рода мероприятия сеют зерна ксенофобии и религиозной нетерпимости.
Просим Вас как гаранта соблюдения Конституции Республики Саха (Якутия) обеспечить права граждан, проживающих в РС (Я) на свободу совести и свободу вероисповедания.
Руководитель ЦРО "Ассоциация Церквей Евангельских Христиан"
Трубчик М.П.
Руководитель ЦРО "Совет Церквей Христиан Веры Евангельской"
Федосеенко В.В.
Руководитель Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня
М.В. Авраменко
Руководитель регионального объединения Российской Церкви Христиан Веры Евангельской
Д.Н. Петров".
27 ноября пришел официальный ответ из Департамента по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия):
"В связи с Вашим обращением на имя Президента Республики Саха (Якутия) от 31.10.2006 г. (вх. №А1-6405) сообщаем, что вопросы, связанные с регулированием деятельности религиозных объединений на всей территории Российской Федерации, находятся в компетенции федеральных органов власти и регулируются федеральным законодательством.
На уровне республике, в отличие от ряда других регионов РФ, не принимались законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству в сфере религии. На территории Республики Саха (Якутия) свободно осуществляют свою деятельность более 240 религиозных объединений представляющих более 20 различных конфессий. Таким образом, органами государственной власти республики в полном объёме обеспечиваются конституционные права граждан РФ на свободу совести и свободу вероисповедания.
В связи с этим считаем Вашу обеспокоенность по поводу возможных нарушений прав и свобод граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, и тем более проявлений ксенофобии и религиозной нетерпимости, на основании факта проведения 25-26 октября 2006 года в г. Якутске церковной межрегиональной научно-практической конференции "Основы духовной безопасности Дальневосточного региона", беспочвенной и надуманной.
Вместе с тем мы вынуждены, в связи с этим обращением, напомнить Вам о недопустимости вмешательства всех религиозных объединений, в том числе и Ваших, в деятельность представителей органов власти. Это прямо противоречит, во-первых, п. 1 статьи 14 Конституции РФ, согласно которой она провозглашается светским государством, в котором церковь отделена от государства, во-вторых, пункту 5 статьи 4 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г., согласно сути которого запрещается вмешательство религиозных объединений в деятельность органов власти.
Также представляется некорректным участие Ваших представителей на мероприятиях проводимых другими конфессиями без официального приглашения и согласования. Подобного рода действия со стороны, например, представителей Русской Православной Церкви, тем более с последующими политическими заявлениями, расценивались бы Вами, как нарушения Ваших прав и свобод. В то же время Вы сами своими бестактными действиями нарушаете права и свободы верующих других конфессий.
На наш взгляд, подобного рода обращения, тем более в такой ультимативной и назидательной форме, с целью оказания давления на представителей власти республики, и некорректное отношение к представителям другой конфессии, в данном случае к Русской Православной Церкви, не способствуют налаживанию диалога и сотрудничества государства и религиозных объединений, укреплению межконфессионального мира и согласия, ведут к искусственному конфликту с государством.
Копии этого письма, во избежание повторных обращений со стороны структурных подразделений Ваших организаций, просим довести до сведения всех своих религиозных организаций и групп в улусах (районах) республики для сведения.
С уважением,
Заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия), руководитель Департамента по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия)
А.В. Мигалкин".