Александр Морозов, выступая на еженедельном закрытом семинаре портала "Религия и СМИ", предложил свой взгляд на проблему "подсчета православных". По его мнению, ключевым является вопрос "Почему люди ходят в церковь". Автор выделил 6 причин, побуждающих людей посещать храм.
Первая мотивация - "мода" или лояльность общественной группе, к которой принадлежит человек. Государственные чиновники, равно как и криминальные авторитеты посещают храм, потому что так принято в их системе: таким образом, - считает А.Морозов, - "утверждается практика хождения в церковь, как часть корпоративной идентичности".
Другая мотивация - желание обрести необходимую среду общения. В этом случае для человека главным является не присутствие на богослужении, а возможность после службы общаться с определенным кругом прихожан. Это могут быть как "неудачники", так и весьма успешные люди, одинаково нуждающихся в общении.
Из этой категории автор выделяет еще одну группу - людей, для которых "главным в их присутствии в церкви является принадлежность к долгой исторической традиции". Это, по мнению А.Морозова, люди начитанные и вникающие в смысл богослужения, однако посещение храма для них - поиск собственной исторической идентификации.
Четвертую категорию прихожан привлекает чудо, явленное в церкви - осознание "второй реальности", особенно "после долгого периода атеизма, когда вообще все чудесное исключалось из жизни людей и могло быть выражено только в виде летающих тарелок и пришествия инопланетян". Люди, которых приходить в церковь побуждает жажда чуда, чаще других отправляются в паломничества, посещают святыни, в надежде увидеть мироточивые иконы, исцеляющие мощи и стать свидетелями явленного чуда.
Пятая категория, выделенная автором - люди, "которые всегда составляли ядро церкви во все времена и для которых существует сквозная и простая магистраль, вокруг которой все строится в Церкви - спасение и стяжание Святого Духа". Эти люди, отмечает Морозов, не превращают свой опыт в идеологию, поэтому "голос этих людей в церкви слышен слабее, чем голос других групп. В то же время религиоведы никогда не должны забывать, что в течение двух тысячелетий именно эти люди определяли сохранение церкви как "Тела Христова" и обеспечивали правильное самопонимание членов церкви".
И, наконец, шестая группа - люди, которые работают в церкви. По оценке автора, эта группа может насчитывать около миллиона человек. Сюда относятся все клирики, а также те, кто в разное время прислуживал в храмах, например, в качестве алтарников, навсегда сохранившие "церковное самосознание".
По мнению А.Морозова, "мотивационный" подход гораздо более плодотворен и позволит гораздо более точно определить количество приверженцев религии, "вместо того, чтобы считать, сколько у нас православных одновременно верит в астрологию".