"Независимое военное обозрение" приводит данные социологического исследования об уровне религиозности в российской армии. Данные основаны на опросе 900 военнослужащих различных категорий в нескольких военных округах.
Заметных изменений в этой области, согласно данным, не произошло, однако, "наметилась тенденция к увеличению числа военнослужащих, считающих себя верующими (43,4%)". Аналогичный всплеск религиозности наблюдался в 1997 году, когда верующими себя называли 48% военнослужащих.
"Почти половина опрошенных военнослужащих (46%) ответили, что верят прежде всего в себя, а 32% - в судьбу. Более 17% респондентов допускают, что Бог существует, но не вполне уверены в этом. Остальные 39,5% являются неверующими, из них 7,7% сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили, что являются атеистами. В немалой части военнослужащих распространена вера в различные приметы и суеверия (21,4%), в астрологические прогнозы (8,6%), в колдовство и магию (3,7%)".
Приведены также причины, по которым опрошенные обратились к религии. Среди этих причин отмечены: национальная традиция - 16,3%, посещение церкви (мечети, дацана, синагоги, молитвенного дома и т.п.) -13,7%, уклад жизни в семье - 12,3%, поиск смысла жизни - 10,6%, личное несчастье - 6,2%, смерть родных и близких - 4,7%, болезнь - 3,9%, чтение религиозной литературы - 3,6%.
Несмотря на рост числа верующих среди военнослужащих, 60-65% по-прежнему составляют неверующие и колеблющиеся. Число практикующих верующих в армии остается совсем незначительным. Из тех, кто считает себя верующим, "2,5% молятся по нескольку раз в день, 4% - один раз в день и лишь 2,4% - в присутствии священника. 34,5% отметили, что молятся только по необходимости или в трудную минуту. При этом только 3,8% верят в загробную жизнь, а 3,3% - в пророков и святых. В причастии нуждаются менее 3% опрошенных, а во встрече с духовными наставниками (священником, пастором, муллой и др.) - 4%, в чтении Священного Писания - 3%".
Многие военнослужащие не решаются заявлять о собственных атеистических убеждениях или неверии (5% и 8% соответственно), поскольку может вызвать неодобрение начальства, нередко рассматривающего религиозность как неотъемлемую часть патриотизма.
По данным Социологического центра Вооруженных Сил РФ, доля военнослужащих, считающих себя православными, существенно снизилась. В 2003 году к православным христианам себя отнесли 50% опрошенных, в 1996 году таких было 76%.
По словам представителя Социологического центра ВС РФ, "эта тенденция наглядно показывает, что попытки административного введения "православной" идеологии вызывают в массе военнослужащих обратную реакцию: от поиска национально-патриотической идеи в религии в первой половине 90-х годов прошлого века до антипатии по отношению к официально навязываемой религиозной идеологии в последние годы".
По данным центра, примерно 40% военнослужащих, из числа указавших свою конфессию, назвали себя православными, 5,4% - мусульманами, 1,5% - буддистами, 0,6% - католики, 0,8% - старообрядцы, 0,3% - иудеи, 1,4% - исповедуют другие религии. Кроме того, 10% верующих идентифицируют себя как "просто христиане". Тот же представитель Социологического центра так прокомментировал ситуацию: "Многие отвергают "организованную" религию, которая имеет церковно-бюрократическую организационную структуру, например, церковь, так как религиозные институты, по их мнению, не способны улучшить мир".
Интересной оказалась реакция на вышеприведенные данные сотрудников синодального Отдела по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. В ходе заседания круглого стола, состоявшегося 30 января в рамках Рождественских чтений, сотрудник отдела игумен Савва (Молчанов) назвал неприятие насильственного внедрения православия в армейские структуры "явной ложью", так как "во-первых, никакого административного внедрения нет, во-вторых - внедрение вызывает, наоборот, положительную реакцию".
Круглый стол военного духовенства в Синодальном Отделе // Победа.ру. 2004. 5 февраля.