Социолог Борис Дубин на страницах "Коммерсанта" анализирует рост "показателей массовой приобщенности к вере" и особенности религиозных воззрений современных верующих. По его данным, "к православным себя относят 62% россиян, к неверующим - 28% (в 1996 году - 44 и 43% соответственно)". При этом доля тех, кто считает себя верующим, в последние годы росла среди молодежи, мужчин и респондентов с высшим образованием. С 1990 года среди последних в 3,5 раза увеличилось число посещающих храм не реже раза в месяц.
В то же время "россияне заметно чаще американцев верят в ведьм (соответственно 37 и 24% опрошенных) и в астрологию, хиромантию (42 и 29%), тогда как в Бога, рай и ангелов, в дьявола и ад в полтора-два раза чаще верят американцы". Согласно опросу, проведенному в 1995 году в 43 странах мира, 38,9% россиян демонстрировали интерес к магии, оккультизму и НЛО, что не соответствует христианскому учению. По сравнению с другими странами, этот показатель был "выше статистической нормы в том числе и среди специалистов с высшим образованием".
"Доля изредка посещающих церковные службы за 90-е годы несколько выросла, а доля тех, кто никогда не ходит к причастию, сократилась с 83% в 1991 году до 59% в 2004 году", - констатирует Б.Дубин. Однако на протяжении всего этого времени доля причащающихся регулярно остается на уровне 2%. В 2002-2004 годах 75-77% россиян заявляли, что никогда не молятся, не соблюдают религиозных постов и праздников (80% не соблюдали Великого поста весной 2006 года). "В 1998 году, например, 83% из тех, кто отнес себя к верующим, ни разу за предыдущие 12 месяцев не совершали актов благотворительности, 93% не занимались никакой деятельностью в пользу церкви. Для сравнения, по данным службы Гэллапа, в 1992-1998 годах еженедельно бывали в храме или синагоге до четверти молодых американцев (моложе 29 лет) и половина людей старшего возраста".
"Заявление о своей принадлежности к православию не влечет за собой для подавляющего большинства россиян ни регулярного соблюдения основных обрядов, ни более или менее частого посещения церковных служб, ни практического участия в жизни храмовой общины, ни вообще какой бы то ни было реальной деятельности по воплощению христианских идеалов в повседневную жизнь", - делает вывод автор.
Доля сторонников социальных привилегий для православных за 90-е годы не увеличилась, но сократилось число противников таких привилегий. Причем, заметнее всего доля противников сегрегации снизилась как раз среди наиболее образованных респондентов - на 23% (при 11% в среднем по выборке).
Россияне предпочитают участие в однократных обрядах - крещение, погребение родных. "Разовая инициация (как правило, пассивно пережитая в младенческом возрасте) навсегда предопределяет для них принадлежность к православию и не накладывает далее никаких собственно религиозных обязательств, не требует ритуалов солидарности с собратьями по вере и с религиозным целым, которое представляет церковь. Равно как, кажется, не предопределяет она и сознания важности веры для повседневного поведения, ее воплощения в конкретных делах. Самообозначение "православный" в подобных условиях все больше принимает семантику "русского", соединяясь, во-первых, с комплексом идей и символов российской исключительности ("русским мифом"), а во-вторых - с ксенофобическими установками в отношении этнических чужаков, Запада, Америки, которые разделяются сегодня большинством общества, в том числе большинством не верующих сейчас и не веровавших никогда", - считает Б.Дубин.