Новости по теме

"Время МН" рассказала о расколе мусульман в Оренбуржье

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

В 1999-2001 годах, по мнению автора статьи, произошел раскол мусульман Оренбуржья: параллельно традиционному Оренбургскому муфтияту Исмагилом Шангареевым был создан Бугурусланский муфтият, пользующийся поддержкой арабских фондов и организаций. Для начала Шангареев установил контроль над Бугурусланской мечетью, которая была захвачена его сторонниками "с криком и драками". Постепенно "война за приходы распространилась по всему северу области". В райцентре Алексеево был спровоцирован межнациональный конфликт: последователи Шангареева не дали построить православную церковь недалеко от бывшего мусульманского кладбища (располагавшегося там 500 лет назад), притом что русских и татар в районе поровну. Сторонники нового муфтия в других районах были замечены в мошенничестве: например, один из последователей Шангареева, собрав пожертвования на строительство мечети, уехал учиться в одну из арабских стран. Районный суд постановил вернуть собранные средства. В настоящий момент традиционному муфтияту подконтрольны 85 приходов, бугурусланскому — 44. В некоторых мечетях двоевластие.

Кроме того, Исмагил Шангареев заявил о своих планах стать верховным муфтием России, для чего ему потребовалось собственное медресе. Бугурусланское медресе светская власть пыталась закрыть с 1999 года, по техническим причинам, но Шангареев организовал религиозную группу, которая, согласно законам, может просвещать своих последователей, и обучение продолжилось, хотя и без выдачи дипломов. Попытки прокуратуры закрыть учебное заведение также успехом не увенчались. Представители администрации недовольны тем, что в медресе преподают выходцы из арабских стран, чей менталитет не соответствует российскому исламу, "традиционно более мягкому, адаптированному к многонациональной стране".

Исмагил Шингарев объявил о строительстве нового учебного мусульманского центра, на церемонии закладки которого должны присутствовать и руководители города и области. Однако представители власти узнали об этом только из сообщений СМИ.

Межрайонный прокурор Николай Светлов отзывается о новом муфтии следующим образом: "Сейчас Шангареев раздает фотографии, на которых запечатлены его дружеские рукопожатия с известными людьми. Но здесь все его знают еще с тех пор, как он торговал на рынке кассетами, знают, как он шел к власти. Заглянет ко мне свои очередные байки потравить — пусть не обижается, выгоню".
Председатель комитета по связям с религиозными организациями администрации Оренбургской области Олег Николаев прокомментировал ситуацию: "Пока не закрыты источники, которые его финансируют, мы ничего не сможем сделать. Это работа федеральных органов. Шангареев не считается с мнением власти. А законных оснований препятствовать ему нет. Если бы вовремя был доработан закон о свободе совести, не появился бы параллельный муфтият, не конкурировал бы с традиционным, внося разлад в наш многонациональный край".

Ссылки на данную статью [1]