В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" муфтий Адыгеи и Краснодарского края Нурбий Емиж заявил: "Адыги-репатрианты не должны быть служителями религии в Адыгее и занимать посты имамов". По его словам, "у них другой менталитет, они привыкли к совершенно другому подходу к религии в мусульманских странах, в которых ранее проживали. А нам нельзя забывать, что мы живём не в исламском государстве и в первую очередь должны выполнять законы нашей страны".
Как напоминает "Кавказский узел", "в начале 90-х, были сняты запреты на религию, и каждый получил право свободного вероисповедания. Почти одновременно с этим был поднят 'железный занавес', отделявший россиян от других стран и некоторые представители адыгской диаспоры получили возможность возвращения на родину.
Первые два муфтия в республике были назначены на этот пост из числа репатриантов. (В последующем практика назначения репатриантов на должность муфтия была прекращена, но со времён восстановления в республике института муфтиев до сегодняшнего дня на этот пост так и не был ни разу назначен человек с религиозным образованием). Имамом Майкопской соборной мечети также до последнего времени был репатриант из Сирии.
Со временем среди репатриантов и соотечественников прибывавших из-за рубежа, оказались люди и с высшим религиозным образованием, которые также занимались религиозной деятельностью при ДУМ Адыгеи и Краснодарского края.
Позже практически все они были вынуждены оставить свои посты, а вместе с ними и свою историческую родину и вернуться обратно заграницу.
Один из репатриантов с высшим религиозным образованием Рамадан Цей был единственным в истории Адыгеи, кто был официально депортирован из республики якобы 'по причине нарушения правил паспортно-визовой службы'".
Последний так прокомментировал слова муфтия Адыгеи и Краснодарского края: "В последнее время Емиж стал открыто заявлять, что репатриантам нельзя заниматься религиозными делами в Адыгее, быть служителями религии. Такое заявление является противоправным. Оно противоречит и российскому законодательству, и нормам ислама, и общечеловеческим нормам.
По российским законам, адыги, живущие за рубежом, вправе вернуться на свою историческую родину и заниматься любой деятельностью, не являющейся противоправной. Если у репатрианта религиозное образование, то где он ещё может найти себе применение, как ни в области религии? Но Емиж не может с этим согласиться. Почему? Потому что кто бы из репатриантов не пришёл служителем религии, он будет знать больше чем Емиж о религии. На фоне них, имеющих религиозное образование, он будет выглядеть неприглядно".