На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем данные вашего местоположения. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные. Также наш сайт не предназначен для людей младше 18 лет. Вы даёте согласие на использование файлов cookies и подтверждаете, что вам не менее 18 лет?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
17 января в Саратове на очередном заседании Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин был переизбран на пост председателя этой организации, сообщает официальный сайт СМР. Сопредседателями Совета стали муфтий Татарстана Гусман Исхаков, муфтий Башкирии Нурмухаммад Нигматуллин, глава ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов и глава ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов.
В декабре глава общественной правозащитной организации мусульман "Аль-Хак" ("Справедливость") Камилжан Каландаров заявил о намерении открыть на всех московских рынках сеть мусульманских молельных помещений. Эта инициатива вызвала дискуссию в мусульманской среде. Заместитель председателя Совета муфтиев России (СМР) Мансур Шакиров не поддержал это предложение. "Рынки - это специфические места (откровенно криминогенные, антисанитарные), - считает он, - и путать такие понятие как базар, подвоз и продажа овощей, фруктов - с одной стороны и мечеть, вера - с другой, не стоит".
Председатель ДУМ Азиатской части России муфтий Нафигулла Аширов полагает, что М.Шакиров "не имеет полномочий высказываться от имени Совета муфтиев России", и "позиция СМР по данному вопросу диаметрально противоположная".
Председатель Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) муфтий Талгат Таджуддин в интервью "Российской газете" сообщил, что Совет муфтиев, ЦДУМ и Координационный совет мусульман Кавказа недавно достигли соглашения об объединении этих структур "во имя консолидации общества на основе духовно-нравственных ценностей и национальных традиций народов России". Первая рабочая встреча должна пройти в Казани в начале 2007 года.
Представители Совета Муфтиев и Координационного центра мусульман Северного Кавказа подтвердили заявление Т.Таджуддина.
В Пермском крае создано Централизованное религиозное управление мусульман, подчиняющееся ДУМ Европейской части России. Об этом на пресс-конференции в пермском пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье" сообщил председатель нового объединения муфтий Хамит Галяутдинов. "По его словам, - передает портал "Интерфакс-религия", - в управление входит 15 мусульманских общин..." "Между тем, - подчеркивает агентство, - контроль над подавляющим большинством общин края сохраняет Духовное управление мусульман Пермского края муфтия Мухаммедгали Хузина, ориентирующееся на Центральное духовное управление мусульман России".
В чувашском селе Шыгырдан шестеро мусульманских проповедников из Татарстана были задержаны милицией по заявлению местного муфтия. К этому моменту проповедники побывали уже в нескольких селах республики. В селе Шыгырдан расположен штаб председателя ДУМ Чувашской Республики Альбира Крганова (входит в состав ЦДУМ). Муфтий объявил проповедников ваххабитами и обратился в правоохранительные органы. Чебоксарский РУБОП задержал шестерых молодых людей, которых продержали в милиции трое суток, после чего выдворили из Чувашии.
Муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев предложил "свести количество муфтиятов в России к минимуму". Существующее разделение мусульман, по мнению муфтия, выгодно "некоторым силам, которые препятствуют их единству". "Складывается ощущение, что кто-то искусственно проводит разделение и тайно властвует", - отметил А.Абдуллаев. По этой причине, считает муфтий, мусульманам "сложно найти компромисс даже в простых ситуациях".
Руководитель Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альберт Крганов обратился в прокуратуру с просьбой отменить регистрацию созданного в 2005 году Центрального духовного управления мусульман Чувашской Республики. Руководство новой организации А.Крганов обвинил в бандитизме, участии в наркобизнесе и "ваххабизме" и разжигании "вражды и раздора между мусульманами".
Руководство ЦДУМ ЧР в свою очередь обратилось в республиканские правоохранительные органы с просьбой возбудить против А.Крганова уголовное дело по факту распространения клеветы и разжигания межнациональной розни. В возбуждении уголовного дела было отказано.
21 апреля в Нальчике группа мусульман провела пикет. Во время пятничного намаза у входа в Соборную мечеть собрались около 30 женщин, державших в руках плакаты с требованием отставки руководства Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии - муфтия Анаса Пшихачева и его заместителей.
Одновременно пикетчики продолжили сбор подписей под обращением к президенту Кабардино-Балкарии с просьбой о выдаче родственникам тел погибших в октябре 2005 г. боевиков.
Пресс-служба Национальной организации русских мусульман (НОРМ) распространила заявление, в котором обвинила председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля в тиражировании необоснованных обвинений в адрес НОРМ. Поводом послужило высказывание Г.Джемаля о том, что настоящие "русские мусульмане" считают ислам интернационалистской идеологией и не входят ни в какие специальные организации национального толка. Следовательно, заключил глава Исламского комитета, "национальной организацией русских мусульман" быть "нелепо". Заявление Джемаля НОРМ рассматривает в контексте "травли" организации, осуществляемой "иноверными фундаменталистами и их подпевалами из спецслужб, а также некоторыми "пловно-этническими" муллами".
Заместитель председателя Совета муфтиев России Мухаммад Карачай высказал критические замечания в адрес ряда муфтиятов, позиция которых расходится с позицией Совета муфтиев по вопросам введения института полкового духовенства и "Основ православной культуры". По мнению заместителя главы Совета муфтиев, такие духовные управления исходят "лишь из своих местнических, провинциальных интересов". "Большинство из них руководствуется интересами только жизни своей республики - от ущелья до ущелья", - сказал М.Карачай, пояснив, что критика относится в первую очередь к Духовному управлению мусульман на Северном Кавказе.