10 мая 2005 г. епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) наложил запрет на деятельность братства Александра Невского и отозвал из государственных регистрационных органов подтверждение о принадлежности братства к Нижегородской епархии.
Нижегородская епархия прокомментировала это решение. На сайте приведена цитата из Устава РПЦ с напоминанием о том, что "епархия есть местная церковь, которая управляется епископом и объединяет епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии". Все эти организации представляют собой "целостный организм, у членов которого есть единые общие задачи".
Братство Александра Невского, сказано на сайте, "такое подчинение церковной иерархии Братство на деле практически утратило": "В последние годы Братство не только не участвовало в общецерковных делах, но и отказалось отчитываться перед епархиальным управлением о своей обширной коммерческой деятельности (торговля, книгоиздательство, другие виды, приносящие доход). Более того, заработанные средства, которые нужно было направлять на уставные цели, люди, стоящие во главе Братства, начали использовать для собственных нужд.
Запрет на деятельность Братства в том составе, в котором оно находилось к началу мая 2005 года - это констатация его фактического выхода из состава Нижегородской епархии, и, как следствие, из Русской Православной Церкви".
"Если Братство лишается благословения архиерея, то оно уже не является местной религиозной организацией в составе централизованной (т. е. епархии), и юридически перестает существовать", - поясняет епархия. Теперь братство не может использовать символику, связанную с Церковью, а деятельность братчиков "ничего общего не имеет с деятельностью Русской Православной Церкви".
Член совета братства Вадим Матисов считает, что многие утверждения епархии не вполне компетентны. Обращение епископа в регистрационные органы не привело к ликвидации братства как юридического лица, оно продолжит деятельность в прежнем качестве. В.Матисов не согласен также с сообщением, что руководство объединения тратило средства братства на собственные нужды: вся прибыль, по его словам, направлялась на уставные цели - издательскую деятельность и просветительские и миссионерские проекты. Как рассказал член совета братства агентству "Благовест-инфо", епархиальная комиссия не нашла финансовых нарушений организации, а лишь предъявила претензии в связи с неправильным оформлением документов.
Причина конфликта, по мнению В.Матисова, в том, что епархия потребовала от братства "больше, чем оно могло дать".