29 декабря 2020 года епархиальный церковный суд принял решение об извержении из сана заштатного протодиакона Андрея Кураева.
Поводом стала публикация Кураева в «Живом журнале» от 21 апреля 2020 года об умершем от коронавирусной инфекции протоиерее Александре Агейкине. Суд счел ее оскорбительной и усмотрел в ней хулу на Русскую православную церковь.
Кроме того, суд счел, что Кураев вел клеветническую деятельность в отношении церкви, в частности, обвиняя ее в «организации раскола», и продолжил эту деятельность после «увещевания» со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии в 2015 году.
Дело было рассмотрено заочно, поскольку протодиакон не явился в суд.
Вечером того же дня Андрей Кураев опубликовал в своем блоге полный текст письма председателю Церковного суда при Епархиальном совете Москвы прот. Михаилу Рязанцеву, в котором среди прочего он указывает, что не был знаком с обвинениями суда и, по его мнению, вызывался на суд «не для того, чтобы принять участие в исследовании сути и аргументов обвинения, не для судебных прений, а просто для выслушивания или уже заранее заготовленного приговора, или ультиматума».Вот что было сказано в письме: «У суда было 8 месяцев для подготовки обвинения (со дня указа 29 апреля до сегодняшнего 29 декабря). Мне же не дали ни одной минуты и ни одного документа. Поначалу я счел эту неясность обвинения простым протокольным упущением. Но потом секретарь суда прот. Александр Миронов пояснил, что моя просьба об открытии мне доступа к материалам обвинения была рассмотрена судом, и было принято решение о ее отклонении. Также мне было сообщено об отказе в досудебной встрече с представителем суда (=обвинения) и о невозможности «досудебного примирения». Мне также было объяснено, что я не могу прийти в суд с адвокатом или экспертом в области церковного права, выступающим на моей стороне, не смогу пригласить свидетелей, а также не смогу пользоваться телефоном, интернетом, компьютером, то есть я буду лишен доступа к базам данных. Это означает, что я не смогу проверить даже те или иные приписываемые мне слова (если именно о них пойдет речь на суде), их контекст и мои же уточнения их смысла во время дискуссии в соцсетях. <…> Все эти отказы были мотивированы тем, что «рассмотрение дел в церковном суде является закрытым». Однако, обвинение не может быть закрытым для самого обвиняемого. Тем более это странно, что предметом обвинения, вероятнее всего, являются как раз публично сказанные мною слова».Окончательное решение о лишении сана А. Кураева примет патриарх.
11 января 2021 года Кураев подал апелляцию на решение церковного суда. Он обратился к патриарху с просьбой провести повторное судебное заседания из-за «несоблюдения епархиальным судом установленного порядка церковного судопроизводства».
Заседание суда по апелляционной жалобе Кураева было назначено на 4 марта 2021. Защитнику протодиакона участвовать в заседании запрещено.
4 марта Церковный суд епархии города Москвы подтвердил предыдущее решение в отношении Кураева и отказал в пересмотре постановления о лишении его сана.