Новости по теме

Круглый стол "Католичество в России. Субкультура или контркультура?"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

В редакции интернет-портала "Религия и СМИ" состоялся круглый стол "Католичество в России. Субкультура или контркультура?", в котором приняли участие Александр Щипков, гл. редактор интернет-портала "Религия и СМИ", Алексей Юдин, член Папского совета по делам мирян, Виктор Хруль, гл. редактор газеты "Свет Евангелия", Дмитрий Власов, гл. редактор ИА "Благовест-инфо", Марк Смирнов, отв. редактор газеты "НГ-Религии", Священник Игорь Ковалевский, ген.секретарь конференции католических епископов России. "Информационным поводом" стал выход в свет "Противокатолического катехизиса" (Москва, Трифонов Печенгский монастырь, "Ковчег" 2003 г., 112 c.). Данное издание утверждает, что католичество - нехристианская неоязыческая религия, адепты которой поклоняются папе и богам-идолам, и является разновидностью неоиндуизма. Книга издана в Москве по благословению архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона (Гети).
Алексей Юдин считает положения "Православного катехизиса" "новым тезисом, довольно интересным с религиоведческой точки зрения", отметив, что тезис "католики - еретики" давно бытует в православной среде, но нехристианами их объявили только теперь. И новая идея получила поддержку, например, со стороны Михаила Леонтьева, заявившего в программе "Однако", что Католическая Церковь - "это никакая не церковь, это политическая организация, которая преследует в России экономические и политические цели".
Александр Щипков в этой связи заметил, что "сами русские католики осмысляют себя как субкультуру. Но субкультура не может претендовать на универсальность и вселенскость". Дмитрий Власов предложил поразмышлять над вопросом, не проигрывает ли Католическая церковь в связи с тем, что не пытается позиционировать себя в качестве "исконно русской" и "патриотической", к чему стремятся большинство других конфессий.
По оценке Игоря Ковалевского, сегодня в России около 600 тыс. католиков. Священник заявил, что он "категорически против счёта потенциальных католиков. Христианство, по своей природе, не родоплеменная религия, и считать по рождению - это просто абсурд. Эти 600 тысяч - примерно то же самое, что 80% православных. Это просто данные опросов".
По мнению Алексея Юдина, большинство упреков в прозелитизме в адрес католиков вызваны спецификой природы Католической Церкви. Национальные католические церкви, по его мнению, невозможны. А.Юдин считает, что в православной среде существует "презумпция экспансии" католиков, однако все католические структуры в России возникают, когда этого требует "логике непосредственной церковной жизни": "Возникают общины, которые нуждаются в пастырском окормлении, они нуждаются в структурах, степень организации которых становится со временем всё более и более сложной. Здесь нет никакого навязчивого плана, нет стратегии как таковой".
И.Ковалевский считает, что сложности у российских католиков - "это проекция проблем православной церкви": "Если бы православные действительно знали что такое православие, если бы православная церковь имела бы реальный духовный авторитет в обществе, то нам было бы гораздо легче, мы бы здесь жили бы как коты в масле - это моё глубочайшее убеждение. Мы - меньшинство, только параноик может считать, что католическая церковь когда-то в России сможет играть какую-то значительную роль. Мы были количественно меньшинством, есть и всегда будем меньшинством, но весь вопрос в том, как этому меньшинству жить, молиться и верить". И.Ковалевский ссылается и на светские законы, и на церковную традицию, в рамки которых действия католиков в России полностью вписываются.
Священник отметил также, что "слухи о негативном отношении российских государственных властей по отношению к Католической церкви являются сильно преувеличенными. Большинство проблем возникает либо на бытовом уровне, либо являются общими проблемами бюрократии нашего государства, не потому, что мы католики, а потому что Россия такая бюрократическая страна, в которой правят люди, а не законы".

Ссылки на данную статью [1]