В феврале в нижегородской газете "Православное слово" (2004. N 3(256)) было опубликовано обращение писателей-нижегородцев, членов Союза писателей России, которые выступают против "религиозной экспансии" католиков и "тоталитарных сект" в регионе.
По мнению авторов обращения, местные чиновники, "бывшие и ныне здравствующие атеисты", недостаточно "искренни... в своих побуждениях к вере Христовой": "Только отсутствием религиозных убеждений и элементарных знаний в области религиоведения можно объяснить успешную государственную регистрацию в Нижегородской области тоталитарных сект саентологов, мормонов, "Свидетелей Иеговы", "Богородичного центра", "Белого братства" и других.
В Нижнем Новгороде свободно и активно-наступательно действуют различные религиозные организации. Хорошо финансируемые, они закупают залы, приглашают с концертами дорогостоящих артистов, рок-коллективы, на фоне которых проповедуют свои взгляды, распространяют литературу, нередко прикрываясь благими намерениями борьбы с пьянством и наркоманией".
Также, по мнению нижегородских писателей, "верхом цинизма является разрешение строительства на территории Нижнего Новгорода в районе Печер католического женского монастыря. Нужно быть абсолютно слепым, глухим и до крайности беспринципным, чтобы открыть дверь в центр православия, в четвертый удел Богородицы - землю Нижегородскую нашим исконным противникам, не единожды пытавшимся крестом и мечом, хитростью и лестью подчинить себе Русскую Православную Церковь". Авторы обращения уверены, "что монастырь станет форпостом, а впоследствии и центром католицизма в Поволжье".
Обращение заканчивается призывом: "Нижегородцы! Не дадим свершиться исторической несправедливости! Защитим русское православие!"
21 февраля с протестом против планов создания католического монастыря в Нижнем Новгороде выступила местная епархия РПЦ. В заявлении, в частности, говорится: "В декабре 2003 года нам стало известно о планах Римско-католической церкви открыть в Нижнем Новгороде женский монастырь. Нижегородская епархия Русской Православной Церкви расценивает такой шаг Ватикана как заведомо недружественный акт. На имя правящего архиерея поступают письма представителей нижегородской общественности: писателей, художников, а также простых людей, нижегородцев. В этих письмах выражается озабоченность непрекращающейся католической экспансией, о чем свидетельствуют действия католиков, совершаемые в Нижнем Новгороде.
<...>
Действия Римско-католической церкви по открытию монастыря в Нижнем Новгороде фактически означают вызов, брошенный православным. Во-первых, для пастырского попечения над несколькими десятками католиков, живущих в Нижнем Новгороде, вполне достаточно одного существующего прихода. Во-вторых, вызывает недоумение стремление поселить в Нижнем Новгороде католических монахинь из Западной Европы, которым, уверены, удобнее осуществлять свою деятельность там, где католическая монашеская традиция развивалась в течение столетий. Мы расцениваем намерение появления католического монастыря в городе и регионе, где католики никогда не были укоренены, как неприкрытую попытку обращения православного народа в чуждую католическую веру.
Мы решительно осуждаем действия католической стороны, предпринимаемые вопреки духовным и национальным традициям нашей земли, без учета мнения Русской Православной Церкви. Нижегородская епархия считает недопустимой политику католической экспансии, которая, вопреки миролюбивым декларациям Ватикана, проводится в последние десятилетия на Российской земле, практически во всех регионах нашего Отечества. Обращаясь же к православной нашей пастве, призываем ее твердо противостоять всяческим попыткам разделить наш народ".
24 февраля в ходе встречи с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием настоятель Нижегородского католического прихода отец Марио заявил: "Если Нижегородская епархия против, то монахини не приедут в Нижний Новгород". По его словам, у католиков "были планы строительства монастыря, но если епископ против, то они эти планы дезавуировали".
Глава службы протокола управляющего Нижегородской епархией Андрей Милкин прокомментировал заявление отца Марио так: "Слова словами, но нужно посмотреть, выполнят ли католики свое обещание". А. Милкин особенно подчеркнул, что представители РПЦ не были заранее информированы о планах строительства монастыря. Это, по его словам, "можно расценивать, как одну из форм проявления неуважения к православной церкви".
Ранее, 22 февраля, проблема также обсуждалась на встрече Алексия II с представителем Ватикана кардиналом Вальтером Каспером в Москве. "В Нижнем Новгороде есть католический костел, немного верующих католиков, всего несколько десятков. Если мы хотим, чтобы между нашими Церквами были добрые отношения, братские, сестринские, то нам не надо возбуждать протесты, а именно они сегодня поступают со стороны многих общественных, культурных деятелей Нижнего Новгорода", - заявил в ходе встречи Патриарх (о намерении передасть эти протесты В. Касперу упоминается также в официальном заявлении ОВЦС МП). По словам Алексия II, "Русская Православная Церковь не может смотреть на это равнодушно, потому что это - прямой прозелитизм, который между Церквами-сестрами не может иметь место".
27 февраля мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов заявил, что он против создания монастыря, поскольку все документы у отца Марио оформлены на строительство частного дома и застройка в этом районе должна быть согласована с властями. Мэр также напомнил, что администрация разрешила строительство католического храма на улице Горького. "Между прочим, в Италии под православный храм землю не дают, - он построен на территории российского посольства. Почему на западе так относятся к другим религиям, а мы должны относиться по-другому?" - добавил В. Булавинов.
"Новые известия" приводят ответ мэра на вопрос "что делать?": "Надо брать грейдер и сносить монастырь к чертовой матери!.."
Ситуацию прокомментировал доцент Нижегородского педагогического университета Игорь Симонов. По его мнению, ответственность за возникновение конфликта следует возложить на муниципальные власти. Католический приход, считает И. Симонов, не обязан согласовывать свои действия с Нижегородской епархией, а городской администрации, учитывая непросты отношения между Православной и Католической церквями, надо было хорошо подумать, прежде чем выделять католикам участок для строительства.
Между тем, пресс-секретарь Нижегородской епархии Игорь Пчелинцев сообщил, что поскольку настоятель католического прихода выразил готовность в дальнейшем согласовывать свои действия "по вопросу открытия монастыря" с РПЦ, епархия "не располагает возможностью настаивать на однозначном закрытии уже возведённого монастыря".
7 марта "Немецкая волна" со ссылкой на итальянскую церковную газету "Avvenire" сообщила, что нижегородские власти отказались выдавать разрешение на строительство женского католического монастыря. Газета цитирует письмо властей, в котором в качестве причины отказа приводится недопустимость строительства монастыря на территории, отведенной исключительно под жилую застройку.
"Религиозные конфликты должна предвидеть власть", - Игорь Симонов // НТА. 2004. 24 февраля. (Комментарий доцента Нижегородского педагогического университета, редактора сайта "Религиозная свобода в Нижегородском регионе".)
"Строительство католического монастыря обусловлено желанием Ватикана создать в Нижнем Новгороде собственную миссионерскую базу", - Игорь Пчелинцев // Там же. (Комментарий пресс-секретаря Нижегородской епархии. Стоит отметить, что И. Пчелинцев упоминает среди представителей общественности, выступивших против строительства монастыря, уже не только писателей, но и ученых медиков, руководство Нижегородского филиала Международной славянской академии, председателя Нижегородского отделения Союза художников РФ Владимира Величко.)
Родин О. "Кому нужна война между христианами?" // Центр экстремальной журналистики. 2004. 24 февраля.
Гамзин М. Католики и православные делят сферы влияния? // Проспект (Нижний Новгород). 2004. 25 февраля.
Морозова О. Кармелиток не пустили в монастырь со своим уставом // КоммерсантЪ. 2004. 27 февраля.
Э.Вермишева. Кармелиток встречают бульдозером // Газета.ру. 2004. 10 марта.