Новости по теме

Конфликт монахов и прихожан, перешедших в подчинение РПЦЗ, с представителями МП РПЦ в Коми

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

После того, как весной 1999 г. монахи Стефано-Афанасьевского монастыря в с. Вотча (примерно в 60 км от Сыктывкара) объявили о своем переходе в каноническое подчинение Русской Православной Церкви Зарубежом, они начали испытывать давление со стороны местных властей и представителей МП РПЦ. Руководство Сыктывкарско-Воркутинской епархии претендует на деревянную церковь в с. Вотча. Церковь, однако, была построена в 1994 г. - до официальной регистрации епархии в 1995 г. - известным местным писателем Юрием Екишевым, который в свое время был секретарем Стефано-Прокопьевского братства епархии, но позднее также перешел в РПЦЗ. В апреле 1999 г. жители села не позволили епископу Сыктывкарскому и Воркутинскому Питириму провести пасхальную службу в церкви. Епископ, которого сопровождала милиция, тогда открыто обвинил монахов в воровстве и даже назвал их "американскими фашистами".

Хотя первая попытка епархии добиться передачи церкви через суд не увенчалась успехом, в 2001 и 2002 гг. все же состоялось два судебных разбирательства. Иски были поданы от имени матушки Василисы (Мосягиной) - настоятельницы женского монастыря, созданного в соседнем селе Первомайском сразу после инцидента в апреле 1999 г. Выступавший ответчиком Ю. Екишев оба раза одержал победу. Но давление не прекратилось и после этого.

Юрист Ю. Екишева и одновременно сотрудник сыктывкарской мэрии Ольга Кузнецова была обвинена в нарушении трудового законодательства, одному из свидетелей защиты, архитектору, по словам настоятеля Стефано-Афанасьевского монастыря о. Стефана (Бабаева), угрожали увольнением. Самого о. Стефана семь раз допрашивали в районном отделении милиции (где его подозревали в краже пожертвований, переданных Сыктывкарско-Воркутинской епархии; в поджоге здания школы в с. Вотча, которое монахи занимали до перехода в подчинение РПЦЗ; в сокрытии улик после попытки поджога; в разрушении деревянного креста, воздвигнутого с благословения епархии), два раза в прокуратуре и один раз - налоговой полиции. Но уголовного дела против него не возбуждали. По поводу посещения церкви в с. Вотча представители республиканской прокуратуры вызывали для беседы нескольких подростков - учеников школы в с. Первомайском. По словам самих подростков, от них требовали подписать какие-то бумаги. Как и в случае с тяжбой из-за церкви, проверку предполагаемого "сотрудничества" школы с монастырем в с. Вотча прокуратура проводила по заявлению, поступившему от епархиального руководства. Но оснований для возбуждения дела не нашли.

Как рассказали корреспонденту службы "Форум 18" Джеральдин Фейган о. Стефан (Бабаев) и Ю. Екишев, власти Коми, поддерживая представителей МП РПЦ в их конфликте с местной общиной РПЦЗ, препятствуют получению монастырем в с. Вотча и приходом Св. Прокопия Устюжского в Сыктывкаре государственной регистрации, чинят препятствия в сборе пожертвований. По словам Ю. Екишева, ему и о. Стефану не позволяют давать СМИ интервью, касающиеся ситуации вокруг общины РПЦЗ (хотя, как отмечает Дж. Фейган, выдержанные в позитивном ключе интервью с о. Стефаном появлялись и на местном телевидении, и в газете "Молодежь Севера"). При этом власти, оказывающие давление не только на местную общину РПЦЗ, но и на баптистскую организацию Коми, не расследуют сообщения о случаях физического насилия в относящемся к юрисдикции МП монастыре в Важкурье (примерно 60 км от Сыктывкара).

Добиться комментариев по этому поводу от епархиального руководства корреспондент "Форума 18" не смогла. Галина Габушева, советник по религиозным вопросам помощника главы республики, назначенная на этот пост около года назад, заявила, что до сих пор не встречалась с представителями местной общины РПЦЗ.

О. Стефан полагает, что РПЦ конфликтует с "зарубежниками", во-первых, из-за их принципиального отказа брать деньги за совершение таинств, а во-вторых, из-за того, что их присутствие на территории епархии мешает продвижению епископа Питирима по служебной лестнице. Но при этом о. Стефан не видит причин, по которым в ситуацию активно вмешиваются светские власти. По мнению же Ю. Екишева, дело здесь в последствиях сотрудничества РПЦ со спецслужбами в советский период.

Ссылки на данную статью [1]