А. Морозов. "Православный фактор" на старте избирательной кампании 2003 года

Александр Морозов - обозреватель портала "Религия и СМИ"

Так называемый "православный фактор" в течение всего постсоветского периода является периферийным в избирательных кампаниях в России. Не являются исключением и выборы в Госдуму в 2003 году. Однако некоторые события и тенденции, связанные с участием православных активистов и организаций в избирательной кампании, представляют интерес, поскольку в них содержится новизна.


Феномен Сергея Пугачева

Создатель Межпромбанка и "олигарх силовиков", Пугачев, без сомнения, является глубоко верующим и воцерковленным человеком. С.Пугачев лично и без всякого пиара участвовал в похоронах старца о.Николая Гурьянова на острове Залит в прошлом году. Уже сам факт наличия в элите бизнеса такого человека является показательным. Пугачев не финансирует политических проектов православных организаций, он является системным инвестором РПЦ, т.е. по существу, финансовым донором непосредственно Патриарха Алексия, а также очень крупных мероприятий, таких как торжества в Сарове-2003.

При этом так называемую "питерскую группировку силовиков" нельзя квалифицировать как православную, поскольку большинство ее участников просто благожелательно сотрудничают с Патриархией на том же уровне, на каком это сотрудничество сложилось между руководителями ведомств и Патриархом еще при Ельцине.

Феномен Пугачева заключен в том, что "православие" (приходится здесь брать в кавычки) как некий контекст оказалось активно затянуто в медийное сопровождение борьбы за ресурсы между "московскими" и "питерскими". Демонизация образа Пугачева, предпринимаемая его противниками и конкурентами, осуществляется через броские формулы "клерикально-чекисткая группировка", "православные чекисты" и т.д. Думается, для Патриархии это весьма болезненный пиар, поскольку МП старалась в 90-е годы "дружить со всеми", но не связывать себя с какой-либо группировкой настолько тесно, чтобы можно было говорить о каком-то церковно-политическом альянсе.


Феномен Павловского

Глеб Павловский является медийным антагонистом Пугачева. Это следует из аналитической записки Павловского. Борьба Павловского с "православными чекистами" несколько осложнена тем, что в 2002-2003 гг. стала известна связь Павловского с так называемой Русской Православной Автономной Церковью, которая с позиций МП квалифицируется как раскольническая. Именно это и дало возможность колумнисту "Известий" Максиму Соколову указать Павловскому на двусмысленность его нападок на Пугачева, мол, мы знаем, что у Павловского "другой приход". Имеется в виду, что Павловский принадлежит православной группировке, отколовшейся от МП и враждебной МП.

Пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов неоднократно обвинял Г.Павловского в том, что он инспирировал "информационный заговор" против РПЦ (см., например, здесь). Однако и применительно к Павловскому надо подчеркнуть, что его личная религиозная идентичность - это одно, а участие в борьбе за ресурсы на стороне "московских" против "питерских" - это совсем другое. Наезд Павловского на "клерикалов", вероятно, продиктован прагматическим намерением лишить Пугачева поддержки со стороны МП, заставить Патриарха дистанцироваться от Пугачева. В интервью Г.Павловского НГР ясно подчеркивается, что "православный и соборный президент Путин" не нуждается в посредничестве "клерикалов" (т.е. питерских чекистов) в своих отношениях с Патриархом и МП.


Квазиправославие "народников"

Избирательная кампания 2003 года проходит на фоне обострения борьбы "семейных" и "питерских силовиков". Эта борьба - из-за медийных образов Пугачева и Павловского - имеет как бы "православную проекцию". Таким образом, православие ставится в политическую повестку дня каким-то особым образом, гораздо более существенным, чем вхождение православных активистов в партийные списки или появление новых православных партий. Конечно, надо подчеркнуть, что речь идет о "виртуальном православии", то есть о его медийном образе, конструируемом в ходе борьбы за реальные экономические ресурсы в преддверии второго президентского срока Путина.

В силовое поле этого противостояния и искусственное поле "медийного православия" попадает Народная партия. Думается, что возникала эта партия вовсе без намерения оказаться политическим оголовком "православно-чекистской группировки", а именно так ее характеризует Павловский в своем меморандуме. Геннадий Райков и Валерий Гальченко - люди невоцерковленные. Да, и конструировался выход "нардепов" на выборы отдельным списком, как говорят, Сурковым.

Уже на раннем этапе партстроительства, в конце 2001 года, Гальченко привлек на круглые столы в Думе Валентина Лебедева, Кирилла Фролова, Виктора Саулкина - активистов Союза православных граждан (СПГ), и весной 2002 года СПГ под патронажем "Нардепов" Райкова-Гальченко организовал антикатолические митинги и пикеты, в которых участвовало до 5 тысяч человек в более чем 20 городах России. Однако это вовсе не означало, что "Нардепы" собираются стать "православной партией", просто Гальченко проводил обкатку различных возможностей консервативного свойства. Участие СПГ в делах Райкова-Гальченко ограничивалось личным сотрудничеством Лебедева и Фролова, к тому же некоторая часть членов СПГ шла за Глазьевым (который, напомним, является сопредседателем СПГ).

По всей видимости, Валентин Лебедев в течение 2002 - первой половины 2003 года провел большую работу с лидерами "Народной партии", убедив их в плодотворности православного компонента в имидже "народников". Лебедеву удалось показать, что этот компонент может быть не маргинальным (т.е. националистическим), как это было в течение всех 90-х годов, а респектабельным. Пресс-конференция народников 24 августа показала, что они намереваются выходить на выборы с такой тематикой: тарифы, защита села, поддержка наукоемких производств, развитие муниципального самоуправления, а также "укрепление духовных ценностей" (семья, демография, ограничение "вседозволенности СМИ") и в том числе, поддержка основ православной культуры в школах. Иначе говоря, по ходу предвыборной агитации православие могло почти потеряться.

И вот теперь - вслед за публикацией Павловского - народников будет затягивать все глубже в "виртуальное православие". Теперь им предстоит работать на усиление их гипотетической и интригующей связи с Пугачевым и "клерикально-чекистской" партией. Эта интрига придает внезапный привкус полной самостоятельности народников от "кремлевских" (т.е. читай "московских", "семейных") политтехнологов. Так третьим в федеральном списке НП появляется референт Патриарха Алексия Николай Державин, что призвано, несомненно, свидетельствовать именно о "респектабельном православии" народников. Валентин Лебедев получает первое место в списке Московской области. И в эти же дни награждается патриаршим орденом святителя Иннокентия.

Куда это все заведет Райкова и Гальченко - один Бог знает. Ясно следующее: мобилизационный потенциал Союза православных граждан, да и всех остальных православных организаций, - ничтожен. Но вот мобилизационный потенциал имиджа партии "респектабельных православных силовиков" может оказаться хотя и рискованным, но не лишенным перспективы.

Надо сразу подчеркнуть, что выгодная реализация этого имиджа, конечно, не подразумевает никаких акцентов на православии. Православие должно присутствовать лишь номинально, "заявочно", и оно уже как "сигнал для своих" содержится в имени Пугачева, якобы стоящего за партией, оно обозначено присутствием Николая Державина. Идеология при этом сценарии Народной партии и не нужна, поскольку для всего общества она ясна: силовики - это новая "крыша". Кому это нравится - те и голосуют за народников. Народники - это СПС-2, то есть партия новых олигархов и высокопоставленных госчиновников, консолидированных, главным образом, на том, что им досталось меньше, чем хотелось бы, а Чубайсу с Ходорковским - слишком много. Поэтому, мне кажется, народники не станут увлекаться православной риторикой. Ведь главный слоган борьбы питерских с московскими - "Баблы гоните!". Остальное может только запутать их электорат.

Правда, неделю назад "мозг партии" Гальченко, отвечая на вопрос одной газеты, как он провел выходные, сообщил, что он накупил книжек по "русской идее" в ларьке Госдумы и читал их с увлечением. Это говорит о том, что "мозг партии" размышляет: можно ли создать какой-либо интеллектуальный продукт, который бы напоминал респектабельную идеологию "народной христианско-консервативной партии крупного и среднего капитала". Главная интрига: перед нами не просто "партия силовиков", а партия силовиков - друзей Путина. Именно это и является "фишкой" народников, и именно в эту точку бьет Павловский. Его записка призвана показать, что они "не друзья Путина", а как бы авантюристы, пользующиеся именем Путина. Поэтому вместо идеи "почвы" по Достоевскому, православия по Ивану Ильину, - Гальченко просто достаточно напоминать - "да, друзья". Настоящие, верные друзья нашего президента. Честные, патриотически мыслящие люди, многие - православные, как и сам Президент.


Глазьев и другие

"Респектабельные православные" у Райкова, а национал-патриотические неудачники сбились к Сергею Глазьеву. Сами о себе они систематически скорбят, что хотя "национал-патриотический электорат огромен" (см. статью Анатолия Степанова на "Русской линии") и превосходит либеральный и даже коммунистический, но организовать массовое движение эти микроскопические организации не могут, ссорятся. У каждой группки и каждого лидера слишком много идеологии, слишком многое "продумано и выстрадано", слишком много прочитано книжек по "русской идее". Поэтому - компромисс невозможен.

Правда, пока у нас только предварительный список намеревавшихся участвовать в блоке "Родина" (Глазьев-Рогозин-Бабурин). Поэтому мы не знаем, останутся ли там Александр Буркин (движение "Россия Православная"), Алексей Куимов (партия "За Русь Святую"), Александр Крутов (медиахолдинг "Русский дом"), Николай Бурляев, Жанна Бичевская, часть активистов Союза православных граждан, Русский общенациональный союз (РОНС) Игоря Артемова.

Где у нас в результате генерал Ивашов? Ведь 25 июня состоялось подписание договора о создании Державного союза России (ДСР), который возглавил Ивашов и куда вошли Военно-державный союз России, Всероссийская партия "За Русь Святую" и Союз казаков. "Первые три лица Союза, представляющие главные партии и организации, - Леонид Ивашов, Алексей Куимов и атаман Александр Мартынов, - как сообщает "Русская линия", - получили благословение на свою объединительную деятельность от самого архимандрита Кирилла (Павлова)". Как увлеченно пишет А.Степанов: "В основе идеологии блока - идея державности, понимаемая в контексте православного вероучения, лидеры блока заявляют о том, что одной из их приоритетных задач будет защита национальных интересов русского народа. Словом, блок строится на основе идеологии, которая востребована в современном обществе. Социологи свидетельствуют, что дореволюционный патриотический лозунг "Россия - для русских!" сегодня поддерживают около 10% граждан России. Если даже такая радикальная идея имеет столь массовую поддержку, то можно представить каков потенциал патриотической идеологии в целом!".

Покидая 19 сентября глазьевский блок известный литератор Александр Дугин (партия "Евразия") объяснил свое решение весьма литературно: "Основная причина - наличие в блоке расистов, антисемитов и членов РНЕ, а также некоего "Савельева", переводчика "Майн Кампф". К тому же блок, задуманный как корректный, лево-патриотический и антиолигархический, приобрел характер сброда всякого "псевдо-патриотического" мурла с явной шовинистической ориентацией". Помягче выразился Вячеслав Игрунов в своем заявлении о выходе из "Родины": "Наш патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и ксенофобией".

Таким образом, выходит, что "Родина" - это Ле Пен. Возможно, игра на грубом, брутальном национализме позволила бы прорваться через пятипроцентный барьер. Но, несомненно, Глазьев к такой грубой игре не способен. Кроме того, трудно представить, чтобы медийные владельцы и кураторы позволили канализировать эту энергию в рамках предвыборной кампании - это ненужный риск.

Поэтому православные в блоке Глазьева должны были быть, видимо, "сокращены" и спрятаны поглубже. За десять дней из блока Глазьева вычистили всех патриотов . Сначала решением ЦИК выкинули из списка Бабурина особо отчаянных баркашовцев. О чем Бабурин распространил патетическое письмо, однако блока не покинул. А Глазьев заявил, что никаких баркашовцев никогда в Родине и не было. (см. версию этих событий в "НГ") Затем генерал Ивашов ушел к Бородину. И наконец партия "За Русь Святую!" вместе с А.Куимовым, после долгих консультаций, отправилась в самостоятельное плавание (см. политическую исповедь Куимова).


Православные депутаты и позиция Московской Патриархии

Для МП попадание в Думу тех или иных православных деятелей несущественно. Ведь очевидно, что два-три вполне системных представителя МП в депутатском корпусе никак не влияют на отстаивание интересов МП как религиозной организации в правовом поле. Важно понимать, что Патриархии вообще не выгодно иметь какую-то малочисленную фракцию или межфракционную группу депутатов, которая будет заявлять о своем родстве с МП. Это лишь понизит ставки МП в улаживании проблем в государственно-церковных отношениях.

Сегодня, например, вопрос о церковных землях и зданиях, как известно, основной в повестке дня.

Напомним, что Глазьев уже выступал с законопроектом по церковным землям, однако это ни к чему не привело. Вероятно, он предпримет такой шаг и в новом составе Думы, но с учетом позиции "единоросов" и коммунистов по этому вопросу - ни к чему это не приведет. Да и сам механизм решения вопроса лежит не плоскости думских инициатив. Такая же ситуация и с введением "основ православной культуры". Заявление о том, что Народная партия будет бороться за это "введение", очевидно, только ухудшит для МП перспективы решения вопроса. Просто потому что превращение этой темы в лозунг отдельной политической партии немедленно вызовет появление контрлозунга и новой волны контрпиара. Таким образом, вместо общественного консенсуса, в котором заинтересована МП по этому вопросу, будет лишь усиливаться поляризация общественного мнения.

Хотя и нет признаков подготовки очередного Всемирного русского народного собора, но его проведение - как и в 1995 году накануне выборов, - напрашивается. МП заинтересована прямо по тогдашнему сценарию показать, что она "над схваткой" и равно приветствует и питерских и семейных, и будет работать со всеми "здоровыми силами".

Ссылки на данную статью [1]