Андрей Себенцов. Государственно-конфессиональные отношения в России и их нормативное регулирование: опыт, проблемы, тенденции и прогнозы

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Мы публикуем тезисы выступления Андрея Себенцова, начальника отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями в аппарате Правительства РФ, на IV Международной научно-практической конференции "Религия в изменяющейся России: проблемы исследования религии и защита свободы совести", прошедшей 22-25 апреля 2007 г. в Перми.


Вступая в тему, приходится констатировать, что внятно артикулированной государством политики в отношении религиозных объединений нет. Зато в массовом подсознании сохраняется тяга к "единственно верной идеологии".

За неимением иного, место государственной идеологии занимает доминирующая традиционная религия. Это грозит религии приспособлением к государственной машине, а обществу - напряженностью на религиозных границах, которые проходят везде: в классе, на работе, на рынке. Сегодня такой религией является православие, и испытание близостью к госвласти еще надо выдержать.

Неудавшиеся попытки законодательно разделить религии на традиционные и иные заменяются правильной осадой. Так, в газете "Коммерсант" 18.04.2007 на правах рекламы опубликована информация, озаглавленная "Конституция РФ - это не Коран, Библия или Закон Тора, и ее можно менять". Авторы, примыкая к партии "Справедливая Россия", выступают за отмену 14 статьи Конституции РФ и придание государственного статуса иудаизму, православию, исламу и буддизму.

Некоторые действия и бездействия правоохранительных органов заслуживают анализа. Скажем, закон считает преступлением возбуждение религиозной вражды, но явно провокационные телесюжеты и деятельность некоторых сектоведов интереса прокуратуры не вызывают, а происходящие после соответствующих демонстраций и выступлений противоправные поступки (например, осквернение и поджоги молитвенных домов, нападения на служителей и верующих других христианских исповеданий) при расследовании не связываются с вызвавшим их поводом. Складывается впечатление, что и прокурорские работники связаны "сектоведческими" стереотипами, загораживающими в их сознании нормы Конституции и законов.

Тот же недостаток порой демонстрирует и судебная система.

Вместе с тем, ряд требований государственных органов в отношении к религиозным организациям бывает неосновательным просто в силу непонимания и невосприятия религиозной специфики. Ярким примером может служить требование пожарной охраны убрать в церкви "пожароопасную перегородку", которой сочли иконостас. Так что для правового, религиоведческого и религиозного просвещения в России есть обширное поле.


Нормотворчество - одна из самых необходимых форм освоения мира, включающая познание связей в обществе и упорядочение поведения человека в нем. Это бесконечный и неравномерный процесс, а в меняющемся обществе - противоречивый и скоротечный, и за небольшое время возможны серьезные подвижки и даже шарахания.

Федеральный закон о свободе совести оказался довольно стабильным и обеспечил основу для реализации прав человека, предусмотренных Конституцией РФ. Непосредственно в него вносились сравнительно незначительные по содержанию изменения. Последнее из них лишило священнослужителей и студентов духовных учебных заведений права на отсрочку от призыва - Федеральный закон от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву" оставил всем студентам отсрочку только в случае аккредитации ВУЗов. Однако, для получения возможности государственной аккредитации духовных учебных заведений нужны дополнительные законодательные инициативы, которые пока не реализованы.

С 1997 года законодательство о религиозных объединениях - развивалось за счет углубления и законодательного осмысления вопросов в смежных сферах и отразилось в федеральных законах "О противодействии экстремистской деятельности", "Об альтернативной гражданской службе", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в трудовом, земельном и налоговом кодексах. Последнее изменение уточнило нормы, по которым предоставляются льготы на обложение НДС распространения продукции религиозного назначения. Учтены вопросы обеспечения свободы совести в уголовно-исполнительном кодексе, предусмотрены соответствующие нормы в кодексах уголовном и об административных правонарушениях, в законе о приватизации.

Изменения в часть I Гражданского кодекса Российской Федерации, принятые Федеральным законом № 6-ФЗ от 3 января 2006 года, четко зафиксировали неприменимость процедур банкротства к религиозным организациям.

Среди оказавших влияние на исполнимость норм Закона 125-ФЗ о свободе совести 1997 года, необходимо отметить знаменитый Закон 122-ФЗ 2004 года, который снял государственное финансирование преподавания общеобразовательных предметов в частных школах - сейчас поднимается вопрос о восстановлении такого финансирования.


Существенно повлияло на отношения религиозных организаций с государством изменение, внесенное принятым в январе 2006 года законом № 18-ФЗ в Закон "О некоммерческих организациях". Распространяясь на все виды некоммерческих организаций, новая редакция статьи 32 этого Закона дополнила инструменты государственного контроля за деятельностью религиозных объединений, ранее ограниченные 25 статьей Закона о свободе совести.

Осознание произошедшего религиозными организациями вызвало их возражения, которые были частично учтены в свежем постановлении Правительства от 10 апреля № 213, упростившем формы отчета для религиозных организаций, позволившим централизованным организациям давать отчет за входящие в них местные и перенесшим срок отчета за 2006 год до 1 июня.


Правда, остается неясность, какие последствия вызовет применение на практике некоторых норм, эффективны предусмотренные законом санкции? Так, Уголовный Кодекс Российской Федерации предусмотрел ответственность за деятельность запрещенного и ликвидированного объединения (ст. 282.2).

Московский городской суд запретил деятельность московской организации Свидетелей Иеговы. Не запрещенная судебным решением, Петербургская организация Свидетелей Иеговы организует для единоверцев религиозное мероприятие в Москве... По закону все участники его (около тысячи человек) могут быть оштрафованы или лишены свободы. Нетрудно предположить, что Страсбургский суд сочтет произошедшее нарушением прав граждан и обяжет Россию выплатить каждому оштрафованному компенсацию.


Как уже было отмечено, в период перемен законодательство динамично, законодательные идеи возникают часто, и есть вопросы, по которым особенно настойчиво. Это, кроме предоставления преимуществ традиционным религиям, вопросы имущественного положения, условий социального служения и благотворительной деятельности религиозных - и вообще некоммерческих - организаций, и сфера религиозного образования. Еще одна больная тема - миссионерская деятельность.



Первая тема - имущественная. Возрождение в российском обществе духовной жажды, обращение к своим корням целых народов, получили ответ в активной деятельности религиозных организаций, прежде всего культурообразующих для народов Российской Федерации. И эта деятельность нуждается в культовом имуществе и финансах, одним из источником которых также является имущество. Передача религиозного имущества из государственной собственности идет постоянно, однако значительная часть храмов до сих пор остается в государственной и муниципальной собственности, а действующее постановление Правительства по порядку передачи такого имущества, во-первых, распространяется только на федеральное имущество, во-вторых, не предусматривает обязательности передачи имущества религиозного назначения по должному обращению, и не может выйти за эти рамки без нового законодательного предписания. Имеющийся закон устанавливают только бесплатность передачи. В связи с этим, Минэкономразвития России по поручению Комиссии по вопросам религиозных организаций при Правительстве Российской Федерации ведет разработку концепции законопроекта о передаче религиозным организациям из государственной и муниципальной собственности имущества религиозного назначения. Его цель, в числе прочих, определить, какое имущество относится к религиозному, и обеспечить, чтобы имущество религиозного назначения шло для использования именно по назначению.

Это актуальный вопрос, и вот почему. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил перечень вопросов местного самоуправления (ст.14 и др.), и муниципалитеты вправе обладать только тем имуществом, которое необходимо для решения вопросов, приведенных в законе (ст. 50). Иное имущество подлежит отчуждению или перепрофилированию. В ближайшие годы будет происходить передача имущества религиозного назначения, имеющегося в муниципальной собственности, а также в соответствии с земельным законодательством - оформление прилегающих земельных участков религиозным организациям в собственность.

29 декабря 2006 года подписан закон № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" который сдвигает с места вопрос раздела имущества, находящегося в государственной собственности, недвижимый с постановления ВС РФ № 3020. Пошел и раздел имущества. Так, в результате переговоров между МЭРТ и Москвой 8 августа 2006 г. федеральными министрами Г.О.Грефом, А.Л.Кудриным и мэром Москвы Ю.М.Лужковым подписан протокол о разграничении собственности на памятники культуры по Москве, который предусматривает, что сразу после оформления прав собственности на памятники, являющиеся религиозными объектами, Москва передает их в собственность соответствующих религиозных организаций. Такие же процессы идут в других субъектах Федерации.


С имущественными отношениями связано и налогообложение: 381 статья НК освобождает от налогообложения имущество религиозных организаций, используемое для религиозной деятельности, а есть и используемое для иной уставной, например, благотворительной, которое налогом облагается. Недавно депутатами Государственной Думы подготовлен законопроект, предлагающий расширить льготы на все имущество, используемое религиозными организациями для ведения уставной деятельности.

В Правительстве рассматривается подготовленная МЭРТом концепция федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля).

В частности, концепция предусматривает:

- введение в Налоговый кодекс РФ режима освобождения некоммерческих организаций от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций;

- изменения, направленные на установление равных условий для негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих социальную поддержку населения, с государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты при налогообложении НДС услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

- исключение из налоговой базы налога на доходы физических лиц материальной выгоды, полученной физическими лицами в виде оплаченных некоммерческими организациями путёвок для инвалидов, для детей-сирот, в виде оплаты лечения благополучателей, не состоящих в трудовых отношениях с данной некоммерческой организацией;

- распространение льгот по уплате налога на доходы физических лиц в отношении сумм, получаемых от благотворительных фондов, религиозных организаций, прочих организаций и (или) физических лиц в части оплаты обучения не только на детей-сирот, но и на детей, оставшихся без попечения родителей.


Вторая тема связана с религиозным образованием, прежде всего с той подготовкой, которую получают священнослужители и богословы. От них люди ждут религиозного вдохновления на повседневную деятельность, жизненных установок. А жизнь выдвигает все новые проблемы, нуждающиеся в осмыслении, что требует высокой образованности священнослужителей, в том числе и по общеобразовательным предметам, и развития богословия.

На протяжении последних лет шла борьба с Минобрнаукой России за понимание права духовных учебных заведений получать аккредитацию для выдачи диплома государственного образца. Государственная аккредитация духовных учебных заведений позволит обеспечить равенство студентов и выпускников таких заведений и светских ВУЗов. Наконец, рубеж преодолен. В связи с этим Минобрнауки России и Минюст России выдвинули свои варианты внесения изменений в закон о свободе совести и в закон об образовании. Позиции ведомств будут согласовываться в рамках рабочей группы Комиссии при Правительстве.


Третья больная проблема - регулирование миссионерской деятельности.

Международные акты, участником которых является Россия, и Конституция Российской Федерации предусматривают право каждого свободно распространять религиозные убеждения. Права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом и в той мере, в которой это необходимо (в международных актах уточняется "в демократическом обществе") в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Миссионерство - распространение религиозных убеждений среди тех, кто не является их приверженцами. И постоянные предложения и попытки ограничить миссионерскую деятельность иностранцев, а также чрезмерно (с назойливым приставанием к гражданам) активно ведущуюся деятельность отечественных представителей некоторых новых для России религий слабо обоснованы с точки зрения права.

Вместе с тем, постановка вопроса о регулировании допустимого и недопустимого в миссионерстве обоснована. Вот сообщение, неделю назад опубликованное в Интернете:

"В храм св.ап.Петра и Павла в поселке Кудряшовский (Новосибирская обл.) во время богослужения в субботу 14 апреля вошли несколько человек и стали проповедовать учение секты, основателем которой является бывший фотограф из Новосибирска Владимир Пузаков (Мегре). ... Одна из последовательниц секты заявила, что все священники обманщики, что в Церкви Христовой нечего делать, что спасаться надо в экологически чистых поселениях на свежем воздухе, и громко призывала прихожан становиться последователями учения Анастасии". Вряд ли такой миссионерский налет можно считать правомерным. Есть случаи, когда миссионерская работа направляется на детей и подростков без ведома родителей. Честно говоря, законом не предусмотрено ведение миссионерской деятельности там, где она необходима, например, в местах заключения - только приглашение священнослужителей по просьбам заключенных, а это совсем другое дело. Часто миссионерство путают с катехизацией и другими формами работы среди единоверцев. Запрос на нормативную ясность созрел.

Минюст России разработал проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью противодействия незаконной миссионерской деятельности", который был опубликован в летом 2006 г. в Интернете и подвергся основательной и справедливой общественной критике. Поскольку законопроект был представлен в Правительство без всякого согласования с религиозными организациями, мы его возвратили в Министерство для дальнейшей проработки. Поступивший после доработки и согласования новый вариант был направлен в Государственно-правовое управление Президента РФ, где получил еще более сокрушительную критику, чем от общественности. В связи с этим Министерству было предложено отказаться от амбициозной идеи сразу родить готовый закон, перейти на путь выработки и согласования концепции, а потом только начинать разработку законопроекта. Концепция поступила в Правительство в апреле, и в мае начнем проработку ее в рабочей группе, потом вынесем на заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений, затем - Комиссии по законопроектной деятельности. И хотя вряд ли пригласим к разработке законопроекта буйных анастасийцев, но участие в работе религиозных организаций, в том числе протестантских, обеспечим.


Давно пора признать утратившими силу абзацы третий и четвертый пункта 3 статьи 27, поскольку объекты их правового регулирования выведены из сферы действия постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.11.1999 № 16-П. В принципе и статья о трудовых взаимоотношениях в религиозных организациях утратила значение в связи с выходом Трудового кодекса.

Среди нуждающихся в оценке на своевременность изменения положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных организациях" упомяну вопросы государственной религиоведческой экспертизы. В связи с изменением системы государственных органов в ходе административной реформы ранее созданные экспертные советы при администрациях субъектов Федерации остались на обочине, нужно какое-то решение.


Уважаемые участники конференции! Широта темы такова, что уложить ее в двухчасовую лекцию было бы трудно, а в коротком выступлении я могу только обозначить основные ее вопросы. Завершая выступление, отмечу полезность наших обменов, пожелаю всем вам успехов и новых встреч.